Беседа эта началась с того, что отец Евстратий написал на своей facebook-страничке полный горечи пост. В нем автор сокрушался о том, что политик, «ранее им уважаемый», сломал строительный забор в Десятинном переулке. Гневно вопрошал, отчего этот политик «и все остальные» (остальные – это мы, граждане – прим. авт) не занимаются НАСТОЯЩИМ беспределом, творимым УПЦ МП на фундаменте Десятинной церкви. И задумчиво резюмировал: это, видимо, оттого, что воевать с Киевским Патриархатом проще.
Прокомментировать эту беседу пришло несколько человек, всерьез обеспокоенных ситуацией в Десятинном переулке. С моей точки зрения, этот диалог очень показателен и даже имеет практический смысл – для тех граждан, кто, как и я, не намерен отдавать Десятинный переулок, землю, входящую в 4 заповедника сразу, сердце исторического Киева, под «административную постройку» УПЦ КП, которая на деле является проектом очередного высотного офисно-жилого здания.
Показателен – потому что демонстрирует всю глубину неуважения УПЦ КП вообще и отца Евстратия в частности к ценностям, которые важны киевлянам.
Имеет практический смысл – потому что в нем содержится почти весь стандартный спектр приемов манипуляции общественным мнением, который использует и будет использовать дальше организация, которую отец Евстратий представляет. Важно здесь и то, что ровно те же принципы манипуляции применяют ПРщики недобросовестных застройщиков и коррумпированных чиновников, что наводит на определенные мысли.
Примеры таких приемов я и хочу вам показать.
Прием 1, основной и классический: «перевод стрелок». Важно не то, что делаем мы, а то, что делают другие. Вы должны бороться не с нами, а с Московским Патриархатом.
В своем стремлении перенаправить гнев людей на «конкурента», отец Евстратий умолчал о самом важном. По закону Украины, все эти «10 лет сбора документов» УПЦ КП обязана была поддерживать дом протоиерея Подвысоцкого в надлежащем состоянии, осуществлять не только текущий, но и капитальный ремонт исторического памятника. УПЦ КП этого не делала, умышленно доводя памятник до аварийного состояния (что является уголовным преступлением). Несколько неожиданно на этом фоне слышать от отца Евстратия что бы то ни было про «документы» и «закон». Двойные стандарты – классическое оружие коррупционеров, как видите, успешно применяется и «носителями морали и нравственности».
Прием 2: «обесценивание». Ой, да вы видели этот памятник? Тоже мне, ценность.
Вам не кажется странным, что дом протоиерея Подвысоцкого, усадьбу середины 19 века, представитель Церкви историческим зданием не считает, судя по кавычкам? Мне кажется.
Я не страдаю ни одной из форм шовинизма, с уважением отношусь к людям вне зависимости от их места жительства или вероисповедания, и понимаю, что у уроженца Чернигова может быть свое мнение о ценности памятников моего города. Но когда мой дом разрушают, мотивируя это тем, что «та то такой дом был», я предпочитаю защищаться, а не молчать.
Прием 3: «кто не с нами, тот против нас». Мы по определению не можем ошибаться или нарушать закон. Те, кто с нами не согласен – либо враги церкви, либо обмануты такими врагами.
В одном сообщении отец Евстратий сумел:
- ничего не сказать по существу неоднократно заданных прямых вопросов
- сообщить, что разговаривать с нами по существу он будет только в том случае, если его заставят это сделать правоохранительные органы
- сравнить простых киевлян, которые возмущены действиями Киевского Патриархата УПЦ, с эсером, провокатором и террористом
- сообщить, чем мы должны заниматься, по его мнению (сохранением церквей в Черниговской области), вместо защиты того, что важно для нас.
Интересно, почему УПЦ КП, имея деньги на постройку офисно-жилого комплекса в Десятинном, не тратит их на восстановление этих церквей?
Я ни на секунду не сомневаюсь, что примеры подобной риторики мы еще не раз услышим от УПЦ КП. А также – ни на секунду не сомневаюсь в том, что свою «административную» высотку Киевский Патриархат в Десятинном переулке не построит. Чем больше церковь пытается выставить нас идиотами, врагами веры и вымогателями – тем больше людей присоединяется к этому протесту. Наше с вами молчание уже принесло Киеву множество потерь – больше так не будет.