За зеленым строительным забором в Десятинном переулке работает экскаватор. А еще месяц назад здесь стоял исторический памятник середины 19-века — дом №5 по Десятинному переулку. Этот маленький белый домик пустовал 10 лет — с тех пор, как был передан Украинской православной церкви Киевского патриархата для эксплуатации и обслуживания административных и хозяйственных помещений. В 2007-ом губернатор Марса и мэр Киева Леонид Черновецкий своим указом изменил целевое назначение земельного участка и дал разрешение на проектирование и строительство комплекса зданий административного, жилищного и хозяйственного назначения с - кто бы сомневался - подземным паркингом.
Вместе с домом №5 православной церкви были переданы два флигеля - дома 3а и 3б. А вместе с ними — один из самых «крутых» археологических памятников в Украине: законсервированные остатки фундамента дворца князя Владимира - того самого, который крестил Русь. В документах о фундаменте, конечно, ни слова — но он расположен между подаренными церкви домами и, таким образом, оказался прямо в эпицентре строительства.
Мы потратили много лет на сбор разрешений, мы потратили много лет на археологические исследования, которые не завершены и продолжаются. Мы не идем против закона, мы не идем против интересов общины Киева. Мы ничего не нарушаем. Но у нас тоже есть свои законные права. У нас есть право сделать в этом месте помещение, которое будет приносить пользу церкви, будет приносить пользу киевской общине.
— Пресс-секретарь УПЦ КП архиепископ Евстратий (Зоря)
В 2007-ом году УПЦ КП привлекла специалистов, которые провели экспертизу зданий и постановили, что те находятся в аварийном состоянии и непригодны к эксплуатации. Читатели, которые следят за судьбой старинных киевских особняков, уже наверняка узнали любимую схему столичных застройщиков: купить историческое здание, за несколько лет довести его до аварийного состояния (классика жанра — устроить пожар), добиться исключения памятника из реестра, снести, построить на его месте высотку — да такую, чтоб во всех близлежащих зданиях стены пошли трещинами. Профит!
Обидно, что представители духовенства также прибегли к этому совершенно не высокодуховному способу. С 2002 по 2007 они не ухаживали за ввереными им памятниками истории (хотя наверняка подписывали документы, обязывающие их это делать), провели «аварийную» экспертизу... В 2008 году Министерство культуры исключило здания из реестра охраны памятников культурного наследия. В 2012 УПЦ КП снесла здания и приступила к строительству на их месте офисного центра. Да-да, с подземным паркингом.
Здесь самое время рассказать историю дома №5 по Десятинному переулку. Дом этот был построен в середине 19-го века и перешел в качестве приданого к протоиерею Андреевской церкви Павлу Подвысоцкому. Он был его частной собственностью, что не мешает представителям УПЦ, разбирая исторический памятник, говорить о реституции церковного имущества. Подвысоцкий с женой организовали Киевское религиозно-образовательное общество. После смерти протоиерея дом перешел в собственность его вдовы, и принадлежал потомкам Подвысоцких вплоть до прихода большевиков. При советской власти Десятинный переулок,5 находился в коммунальной собственности, в нем обосновывались разные люди и организации, пока в 2002-ом он не попал в руки к «неким злокозненным силам».
Есть в нашей грустной истории и положительные герои. Как и в случае с защитой фундамента Десятинной церкви от УПЦ МП, как и в случае с защитой Пейзажной аллеи от Министерства иностранных дел, за Старокиевскую гору вступились киевляне — общественные организации, местные жители и просто небезразличные горожане.
По легенде, именно Десятинная церковь на Старокиевской горе была последним оплотом киевлян, защищавшихся от войска хана Батыя. Сегодня жители города защищают Старокиевскую гору от застройщиков (МИДа и двух церквей) с той же яростью стражей последней баррикады. Ярость эта понятна.Трудно найти в Киеве более историческое место, которое, к тому же, совершенно свободно для посещения — тут можно гулять, можно водить хороводы и восхвалять Перуна, можно пить вино, сидя на алтаре для жертвоприношений, можно щупать скифских баб, обсуждая их настоящий пол.
«И вот эти людишки хотят все загадить», - продолжает мою мысль Дина Герцрикен, жительница дома №7 в Десятинном переулке. Дина и ее семья — именно те люди, на которых сегодня держится общественная оборона в Десятинном. Они, ученые-физики, представители старой киевской интеллигенции, следят за тем, что происходит на стройке, в случае чего вызывают милицию и общественных активистов, общаются с прессой. С горечью Дина рассказывает о том, как они пытались остановить снос зданий, о протестах под прокуратурой, о том, что проведение археологических раскопок сегодня зависит от застройщиков.
По словам мужа Дины - Александра, пятый дом был в отличном состоянии в 2002-ом году. Потом, без ухода, начал ветшать, в подвале поселились бомжи. Кто-то вкинул туда горящую тряпку (классика, о которой мы уже писали.)
«В нем можно сделать музей быта священников», - говорит Александр о доме, зная, что его уже нет. По его мнению, власть должна заставить церковь восстановить снесенные здания. «Восстановили же Михайловский собор, восстановили Фрауэнкирхе в Дрездене, почему и эти здания не восстановить? Если центральная власть скажет — восстановят».
Но центральная власть, похоже, нацелена на «театральный» вариант — запрещать строительство, пока здание не будет возведено. Об этом свидетельствует работающий экскаватор — работающий, несмотря на вчерашнее заявление прокуратуры. Александр предполагает, что прокуратура Киева в сговоре с УПЦ КП — иначе почему строительство до сих пор не остановлено?