На небольшом пятачке в центре столицы церквями захвачены сразу два объекта. Десятинная церковь и дома по переулку Десятинному под номерами три и пять. Эти участки скрывают под собой два отечественных Парфенона. Первый — собственно Десятинную церковь Х века — ее фундамент, бесценные фрески, мозаики, гробницы; второй — фундамент дворца князя Владимира.На первый участок претендует Московский патриархат, на второй — Киевский. Оба начали работу нелегально, ни у кого не спрашивая разрешения. Очевидно, по воле божьей. Но по переулку, например, до сих пор неизвестно, кто бог: лоббистов целых три, соответственно, проектов тоже три. В общем, торги нешуточные.
Пока троица разбирается между собой, дома, расположенные на территории заповедника, и переданные церкви «для эксплуатации и обслуживания административных и хозяйственных помещений» незаконно лишили статуса памятников архитектуры, после чего принялись разбирать. Как водится — по ночам. Легким росчерком пера Черновецкого, адепта уже другого культа, целевое назначение участка слегка подкорректировали. Теперь там намечается строительство «комплекса зданий административного, жилищного и хозяйственного назначения с подземным паркингом». Возникает вопрос: следует ли воспринимать заявления церкви о некоей «исторической реконструкции», как намерение воссоздать в первозданном виде подземный паркинг князя Владимира? И стоит ли воспринимать их всерьез, или нам просто машут кадилом перед носом?
Пока Минкульт, горадминистрация и прочие ответственные вяло «не поддерживают» идею залить украинские Парфеноны цементом, реально становимся под ковши мы, киевляне. Ведь понятно, что исполнительная власть не самостоятельна; известно, что политическая элита тесно связана с церковной: веками в плоскости пропаганды, и десятилетия — в теме отмывания бабла. Да и что такое официальные запреты? Стройки по улице Гончара, 17-23 и над станцией метро «Театральная» были запрещены прокуратурой и судом. Не помогло.
Победные гимны здравого смысла и человеческого достоинства звучат в Киеве только тогда, когда за дело берутся пассионарии. Граждане. Так была отвоевана Пейзажная аллея, так защитили Андреевский спуск. Так и только так есть шанс уберечь Десятинку!
Но я не зря начал с прохожего, убежденного в непорочности поступков церковного начальства. Наши разногласия беспокоят меня в первую очередь потому, что возникают по чистому недоразумению. Беспрекословное доверие людей к своим духовным наставникам, якобы располагает нас по разные стороны баррикад. Я же уверен, что наши цели могут быть общими, а позиции — солидарными. И даже более того! Вижу в несогласии с уничтожением Десятинки ответственную и благородную миссию для людей глубоко религиозных.
Дело вот в чем. Отказываться от борьбы с ублюдочными застройками сердца столицы только потому, что за ними стоят служители вашего культа, также рассудительно, как бегать за водкой для папы-алкоголика. Он же папа, он же сказал!..
Если вы полагаете, что блаженнейшие Владимир или Филарет на самом деле помогают вам налаживать с богом связь, не дайте им окончательно потерять эту способность. Не доводите до греха! Они тоже ведь люди, тоже хотят есть на золоте и спать на унитазе. По задумке, их души, даже больше остальных подвержены дьявольским искушениям. К вам же не приходят черти с подарками, вроде Mercedes S600 Long (автомобиль Филарета — авт.)? Вот. А к ним приходят. И приносят. Кормят их черной икрой с ложечки, часики золотые, побрякушки всякие напяливают. Непросто это — с демонами бороться, хоть и с кадилом даже и с бородой.
Так что мы, останавливающие стройки на Десятинной, о святых отцах заботимся больше их самих, пропащих. Кто религиозен — по-сыновьи, кто верующий — по-братски. Все вместе — по совести. А вообще, ни одна скотина не имеет права рушить мой город, и заливать цементом дело рук и дело жизни моих предков, будь она хоть олигархом, хоть народным депутатом, хоть священником, хоть ими всеми вместе взятыми!
Трепет и благоговение! Трепет и благоговение должен испытывать каждый, прикасающийся к архитектуре, которая хранит в себе душу народа!
Или даже целой расы, учитывая, что это Х век. Десятинная церковь была построена за полторы сотни лет до первого упоминания о поселке Москва и за 600 лет до появления Московского патриархата, что вообще ставит под сомнение право настоятеля архимандрита Гедеона там хозяйничать. Наряду с необходимостью проведения археологических работ, музеефицирования фундамента; наряду с официально подтвержденной Минкультом опасностью сползания нахрен всей Старокиевской горы в случае начала строительства, становится вообще непонятно, почему его роскошный Range Rover Vogue до сих пор там припаркован.
И еще. Рассчитывать на внезапное прозрение Сабодана и Денисенко, принципиальность государственных и городских властей, ярость археологов или вмешательство прокуратуры так же продуктивно, как носить на голове пирамиду Ю-Шинсе. Давайте признаем: сейчас дело каждого уважающего себя горожанина — защитить сердце Киева, отстоять его историческую гордость; каждого уважающего себя верующего — защитить своих духовных наставников от окончательного морального разложения.
Так что, плиз ду! Есть местные жители, которые всегда помогут разобраться, есть инициативные группы в социальных сетях. Найти свое место и роль в этой борьбе не сложно.
Мир вам!