ГоловнаБлогиБлог Олега Батурина
Спецтема
Фестивальные дневники

Дневник Кинофорума: Будьте счастливы!

Как-то летом встречаются Бандит, его друзья Матвей и Музыкант и вместе с двумя попутчиками отправляются на поиски Cчастья. По слухам, его можно обрести на колокольне разрушенной церкви, заброшенной где-то между Санкт-Петербургом и Угличем. Находится она возле закрытой атомной станции в условиях промозглой ядерной зимы. Каждый верит, что Счастье выберет именно его, но достойными его обрести (и остаться в живых) окажутся далеко не все…

Кадр из фильма Я тоже хочу Алексея Балабанова
Фото: kinopoisk.ru
Кадр из фильма Я тоже хочу Алексея Балабанова

Новая картина Алексея Балабанова была показана в конкурсной программе третьего Санкт-Петербургского международного кинофорума. По словам председателя отборочной комиссии фестиваля Алексея Дунаевского, им пришлось изрядно побороться, чтобы заполучить этот фильм. «Когда за пару месяцев до начала Кинофорума мы не смогли определиться с тем, какая картина будет у нас представлять Россию, мы были близки к отчаянию», - признался он. Интерес у публики картина вызвала огромный. Символично было и то, что местом действия ее стал Санкт-Петербург, в котором сейчас проживает сам режиссер. Однако реакция зрителей на фильм оказалась весьма неоднозначной. Некоторые назвали ее радикальной вариацией на тему «Сталкера» Андрея Тарковского и абсолютным шедевром. Другие плевались либо покидали зал в полном недоумении.

Впрочем, самому Балабанову на все это абсолютно наплевать. Все его творчество можно назвать подчеркнуто анти-зрительским (за исключением «Брата-2» и «Мне не больно»). Не случайно на вопрос одного из журналистов на пресс-конференции по поводу того, заденет ли его, если председатель международного жюри Эмир Кустурица «оставит картину без награды», он ответил «Это его проблемы».

Отмел Балабанов и аллюзии со «Сталкером». По его словам, этот фильм Тарковского очень скучен, братьев Стругацких он не читал, а «Мишень» Александра Зельдовича (с которым также сравнили «Я тоже хочу») не смотрел. Он предостерег зрителей и критиков от причисления картины к жанру роуд-муви либо притчи, отметив, что речь в ней идет скорее о фантастическом реализме. «Это совсем не притча, а фантастический реализм чистейшей воды. Фантастичны только обстоятельства, а все герои и их диалоги абсолютно реальны», - пояснил Алексей Балабанов.

Прокомментировал режиссер и свое заявление о том, что «Я тоже хочу» может стать его последней работой в кино. «Связано это с тем, что я не могу реализовать давно задуманные идеи. У меня готово несколько сценариев. Но воплотить их мешает то, что наследники Кнута Гамсуна и Владимира Набокова (речь идет о «Камере обскура», - прим. Автора) не дают согласие на экранизацию их произведений», - подчеркнул он.

Большим событием для близящегося к своему завершению Кинофорума стал приезд в Петербург именитого турецкого кинорежиссера Нури Бильге Джейлана. «Я не впервые в этом городе, - рассказал он. – Помню свою поездку сюда в 1993 году. Конечно, город очень сильно изменился за эти годы, но остался таким же красивым. Правда, в первый визит меня поразило, что здесь невозможно было нормально поесть, нигде не было нормальных ресторанов».

Турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан
Фото: EPA/UPG
Турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан

К сожалению, у многих киноманов Турция прочно ассоциируется именно с именем Джейлана. Давно прошли те времена, когда картины Атыфа Йылмаза или Йылмаза Гюнея с успехом шли в советских кинотеатрах (достаточно вспомнить хотя бы «Тополек мой в красной косынке» Атыфа Йылмаза по одноименной повести Чингиза Айтматова). Но и сегодня Турция – страна с развитой кинематографией, которая находится на четвертом месте в мире по степени интереса зрителей к отечественному кинематографу после Индии, США и Франции. И здесь довольно много громких имен: Синан Четин, Семих Капланоглу, Джемал Сан, Озер Кызылган и другие. Странным образом именно имя Джейлана стало наиболее известным на постсоветском пространстве, хотя картины этого талантливого самоучки грешат определенной вторичностью и постоянными аллюзиями на творчество Андрея Тарковского и даже на фильмы ведущих представителей «новой румынской киноволны». Сам Джейлан признается, что является большим поклонником Тарковского, как и всей российской культуры. Однако, по всей видимости, не готов много говорить о своем творчестве: после прошедшей пресс-конференции он оставил впечатление очень закрытого человека.

- Сегодня в Турции снимается около ста фильмов год, и их качество весьма неплохое, - отметил режиссер. – Конечно, интерес к моему творчеству на родине не такой большой, как мне бы того хотелось. Если первый мой фильм «Поселок» вышел на экраны всего одной копией, то «Однажды в Анатолии» имел 70 копий. Это своеобразный рекорд, которому, конечно, способствовал успех фильма на международных кинофестивалях.

В отличие от Турции в современной Латвии снимается совсем немного фильмов. Самый громкий успех за минувший год здесь имела новая картина Юриса Пошкуса «Крутая Колка», повествующая о жизни молодежи в глухой рыбацкой деревушке на берегу Балтийского моря. Имя Пошкуса должно быть знакомо украинским киноманам: его дебютный фильм «Монотонность» (2007) завоевала приз на Киевском Международном кинофестивале «Молодость», а также был отмечен призом за лучшую режиссуру на фестивале «Киношок» в Анапе и гран-при конкурса «Перспективы» Московского международного кинофестиваля. В самой Латвии «Крутая Колка» завоевала премию за лучшую женскую роль (Ивета Поле), лучшую мужскую роль второго плана (Айгарс Апинис) и лучший монтаж на Латвийском национальном кинофестивале.

- Это своеобразная дилогия, - рассказал мне Юрис Пошкус. – Героями «Монотонности» были сельские жители, переехавшие в Ригу, а новой картины – селяне, живущие в самом селе под названием Колка. Последняя имела больший успех у зрителей, видимо, благодаря его юмору.

Как оказалось, этот блестящий, тонкий, душевный и искренний черно-белый фильм вызвал настолько бурные дискуссии у себя на родине, что некоторые местные политические партии потребовали объяснений: стоило ли выделять государственные средства на финансирование картины, «которая ничему не учит молодежь»?

- Поводом для критики стала даже сцена, где герои лузгают тыквенные семечки. Дескать, семечки показывают «степень деградации данного общества» и даже «представляют угрозу национальному самосознанию латышей»! На самом же деле мы ничего не выдумывали, а просто показали жизнь такую какая она есть. У меня самого есть летний домик в подобной деревне, где живут точно такие же молодые люди, которые точно так же шляются без дела, - продолжил Юрис Пошкус.

- Другой вопрос – кто из нас живет более «правильной» жизнью? Мы, работающие по 14 часов в день, отдыхающие раз в год и общающиеся с миром исключительно через Facebook. Или они – живущие на природе, имеющие друзей и проводящие с ними столько времени? – добавила продюсер картины Мадара Мелберга.

Украинских зрителей в этом фильме может удивить схожесть жизни в Колке с жизнью в любом нашем селе. На самом деле, сюжет этой картины универсален, а она могла появиться не в Латвии, а в Молдове, Польше или Канаде. «Самое интересное, что в нашей стране до сих пор не было ни одного фильма о сельской молодежи», - признался Юрис Пошкус.

Нынешний день на Кинофоруме должен был ознаменоваться еще одним неординарным событием. 27 сентября на нем планировали презентовать только что вышедшую в Тбилиси книгу о великом советском кинорежиссере Михаиле Калатозове (Калатозившили), принесшем отечественному кинематографу единственную «Золотую пальмовую ветвь» Канн за «Летят журавли». Увы, из-за бесконечных и абсурдных попыток России «поставить на место» независимую Грузию, любой приезд выдающихся личностей из этой страны в Россию можно расценивать как подвиг.

В Санкт-Петербург так и не смогла доехать внучка режиссера, автор книги о нем Анна Калатозишвили (опоздал самолет Тбилиси – Киев, ехать дальше не имело смысла: истек срок 3-дневной визы в Россию). А на презентацию по какому-то странному стечению обстоятельств забыли привезти единственные два экземпляра с таким трудом все же попавших в Петербург. По словам присутствовавшей на такой «заочной» презентации Нино Ахвледиани, у российских поклонников творчества Калатозова будет немного шансов стать обладателем книги: издана она небольшим тиражом в Грузии и весит несколько килограммов. Остается надеяться, что организаторы Киевского МКФ «Молодость» пожелают провести презентацию уникальной книги в Украине. По крайней мере, для того, чтобы попасть в нашу страну, жителям Грузии не нужно никаких виз.

Олег Батурин Олег Батурин , Журналист и кинообозреватель
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram