О содержании законопроекта, объединившего в себе идеи народных депутатов и игроков кинорынка, мы будем говорить подробнее, но позже.
Пока что хочется сконцентрироваться на том, что нынешняя редакция документа, проголосованного сегодня в Раде, не регулирует работу киноархивов. Между тем, очевидно, что законопроект о поддержке национального кинематографа должен регулировать не только создание и распространение оного, но и сохранение – как новых, так и старых фильмов.
О печальной традиции сохранения украинского кино нам писал Иван Козленко – без пяти минут снова директор Национального центра Довженко.
Если вы еще не читали этот текст, обязательно почитайте, а пока что – небольшая и показательная цитата: “Попри те, що в Законі України про кінематографію серед основних принципів кінематографії вказано також і «збереження національної та світової кінематографічної спадщини», цьому питанню в самому законі присвячено «аж» три абзаци, в яких не прописані ані механізми, ані джерела фінансування зберігання фільмів (стаття 17. Зберігання вихідних матеріалів фільму та фільмокопій). Існувала примарна надія, що концепція збереження кіноспадщини буде бодай в загальних рисах прописана в проекті Закону про державну підтримку кінематографії в Україні (№3081-1), який невдовзі буде розглянуто в Верховній Раді. Однак, і ця не справдилась”.
Как рассказал LB.ua Иван, он пытался внести правки в новый законопроект еще до первого чтения, но комитет их не принял.
Сейчас, после принятия законопроекта 3081-д у кинематографического сообщества и депутатов есть две недели на его обсуждение и внесение правок перед вторым чтением.
Зачем нужно так волноваться о вопросе сохранения старых фильмов (и новых тоже, напомню)? Затем, что за 24 года независимости Украине не удалось сформировать эффективную политику памяти, чему поспособствовало бы принятие норм о сохранении культурного наследия в любых его проявлениях – будь то копия фильма “Кросс” Марины Вроды, или замок в Меджибоже. “Кросс”, за который Марина Врода получила “Золотую пальмовую ветвь” Каннского кинофестиваля в короткометражном конкурсе, к слову, не хранится в государственном киноархиве, потому что сделан не за государственные деньги. А существующие нормы украинского законодательства ограничивают киноархив: он должен хранить только фильмы, созданные при помощи госфинансирования.
Украина не покупает и старые фильмы, которые хранятся в иностранных архивах. Недавняя покупка Центром Довженко фильма Михаила Кауфмана (известного авангардного режиссера, брата Дзиги Вертова) “Небывалый поход” у Архива Пшеничного – это нечто из рода вон выходящее. Сейчас Центр отреставрировал фильм, пригласил известного композитора Антона Байбакова написать к нему новый саундтрек и в этом году собирается показывать его отреставрированную версию в Великобритании. В конце декабря Центр показал полчаса из фильма – это очень любопытная вещь. По-хорошему, находка такого фильма должно было бы стать сенсацией, и Петр Порошенко, который ни в одной своей публичной речи за полтора года не произнес слова “культура”, мог бы взять такой прорыв на вооружение.
Между тем, формирование архива украинского кино и укрепление уверенности в том, что украинское кино – это не только поэтическая школа (при всем уважении к ее представителям), а очень интересная история поиска в киноязыке, поможет Украине избавиться от травм, комплексов и прочих нехороших вещей, излечиться от которых не поможет ни одно коалиционное соглашение или передел голосов во фракциях.
В связи с тем, что у парламента наконец-то дошли руки до голосования за культурные законопроекты (которых за год накопилось аж три), хочется пожелать культурному сообществу и власти в этой сфере скооперироваться и вложить в эти документы максимум полезных для культуры норм.