Традиционно, на этом кинофестивале (самом важном в Скандинавии и с самым большим призом в основном конкурсе – 1 млн крон) было три конкурсных программы: Nordic Competition, Nordic Documentary и конкурс имени Ингмара Бергмана, где состязаются дебюты. Первые две программы состоят из фильмов стран этого региона – Швеции, Дании, Норвегии, Исландии и Финляндии.
В этом году добавился еще один конкурс – международных игровых фильмов, победителя в котором определяют по результатам зрительского голосования. У индустриальной секции есть свой конкурс – отдельное жюри вручает приз лучшему сериалу (в этом году приз получила датская драма о 250-летней династии священников “Ride Upon the Storm” с Ларсом Миккельсеном в главной роли). Там же - прекрасная секция под названием “Нострадамус”, эксперты в которой составляют отчет, в котором пытаются предсказать грядущие тренды на ТВ. Ознакомиться с ним можно по ссылке.
LB.ua уже ездил в Гетеборг – в 2015 году как часть пресс-тура для журналистов из 14 стран (не без помощи кинофестиваля “Молодость” и посольства Швеции в Украине), а в этом году вернулся на фестиваль в качестве члена жюри Международной федерации кинопрессы. Это жюри, состоящее из кинокритиков, работает на больших кинофестивалях (в Украине – на ОМКФ и “Молодости”) и вручает свои дипломы в разных конкурсах. В Гетеборге жюри критиков судит основной конкурс, о котором я сейчас и расскажу.
В конкурсе нордических фильмов было девять картин, самые интересные из которых рассказывали истории, связанные со столкновением культур, а самые скучные – о томных белых людях и их страданиях.
Свой диплом мы с коллегами (Яном Эриком Холстом из Норвегии и Мануэлем Альперном из Португалии) присудили исландской картине “И спокойно дышите” (And Breathe Normally) Изольды Уггадоттир. Это драма о безработной матери-одиночке, вынужденной съехать с квартиры вместе со своим сыном и жить в машине. Как раз в этот момент она получает приглашение на испытательный срок на новой работе: паспортном контроле в аэропорту Рейкьявика. Стараясь закрепиться на этом месте и имея свежий взгляд, главная героиня останавливает женщину из Гвинеи-Бисау, пытающуюся пересечь границу по поддельному паспорту.
В пересказе фильм выглядит как спекуляция на теме миграции и кризиса его европейской рецепции, но на деле Уггадоттир, для которой это полнометражный режиссерский дебют, рассказывает очень человечную историю о людях в клетке и условиях, которые, казалось бы, могли бы лишить тебя остатков человечности. Немного более буквально, чем хотелось бы подготовленному зрителю, но все же очень точно и убедительно.
Special mention – специальное упоминание от жюри FIPRESCI – мы дали фильму “Возвращение” датско-корейского режиссера Мален Чой, снятой в стиле американского инди истории о молодой девушке, приезжающей из Дании в Корею, чтобы найти свою биологическую мать. Еще один режиссерский дебют в полном метре, на этот раз – дающий иллюзию документальной манеры и/или документальных героев (все герои вымышлены, все реплики прописаны в сценарии). Основная тема тут – поиск собственной идентичности – национальной, культурной, любой.
Главная героиня селится в доме, где живут ее коллеги по поискам, – такие же корейские дети, усыновленные семьями в США или Дании десятки лет назад и по каким-то причинам решившие найти свои биологические семьи. Нет никаких мелодрам, нет слез радости или горя, а есть только какое-то очень хорошо прочувствованное и переданное на экране чувство одиночества на стыке культур.
Основное жюри распределило призы по-другому. Главный приз достался шведской комедии “Аматоры” Габриэлы Пичлер, многослойной истории о том, как маленький провинциальный город в Швеции ждет богатых немецких инвесторов, выбирающих место для строительства нового супермаркета. Чтобы поразить потенциальных работодателей для сотен местных жителей в самое сердце, местные власти решают сделать фильм про свой город. Первый порыв: заказать кино старшеклассникам. Результаты будут совершенно потрясающие – от депрессивных подростковых докуселфи про то, как ужасно жить в такой маленькой консервной банке, до безбюджетных оммажей голливудским фильмам, – но не подходящие городскому совету, поэтому будет решено заказать картину “профессионалу” (отдельная сюжетная линия, заслуживающая похвалы).
Впрочем, двух подруг это не остановит и они продолжат снимать фильм о городе, в котором живут: окажется, – сюрприз! – что не все хотят прихода суперсупермаркета и не все живут глянцевой жизнью из рекламных роликов. В “Аматоров” Пичлер, возможно, втиснула больше, чем те могут переварить, но самое важное, что фильм работает на разных уровнях и рассказывает много историй, главная из которых – о неудержимой силе искусства.
Специального упоминания удостоился норвежский фильм “Что люди скажут” режиссера Ирам Хак. В центре сюжета – пакистанская семья, живущая в Норвегии. Отец держит лавку, старший сын хочет стать врачом, дочь учится в школе и собирается получать высшее образование. Все идет своим чередом, пока дочь тайно не приводит домой бойфренда, его не обнаруживает отец и на девушку не обрушивается консервативный гнев родителей, умноженный на извечное “а что люди скажут”.
История вполне могла бы потянуть на современную трагедию о девушке, которая оказывается заключенной (со)общества, чьи правила она не в силах изменить. Но герои Ирам Хак (которая выступила и в качестве режиссера, и в качестве автора сценария) не отличаются необходимой для достижения нужного эффекта целостностью. Главная героиня большую часть экранного времени пассивно принимает все, что с ней происходит (даже бунтуя против решений своих родителей, она не проявляет индивидуальности, а как будто просто отрабатывает возложенную на нее функцию), а ее отец, хоть и являясь фигурой противоречивой, все же недостаточно убедителен в своих метаниях.
Награду за лучшую операторскую работу получила София Олссон за работу в датском фильме “Обольститель” иранского режиссера Милада Алами. Главный герой – иранский экспат, днем работающий грузчиком, а вечером пытающийся закрутить роман с датчанкой, чтобы в итоге жениться и остаться в Дании навсегда. Загвоздка в том, что Эсмаил встречает девушку, к которой испытывает много большее, чем меркантильный интерес, – и хоть он пытается влюбить в себя каждую, с кем удается наладить контакт, ему самому влюбляться никак нельзя. Это трагическое противоречие и пропасть между желаемым и действительным Алами показывает очень точно, попутно поднимая важные социальные темы. От чего точно можно было отказаться – так это от пришитой белыми нитками сюжетной линии с самоубийством (это не спойлер).
Шведский фильм “Джимми” Еспера Гансландта – самый, пожалуй, проблемный из конкурсной девятки. Формалистский эксперимент: что если мигранты, преодолевающие сложный путь из разрушенной войной родной страны, были бы не далекими сирийцами, а шведами? Главный герой – маленький мальчик Джимми, чьими глазами мы видим все события. Порой буквально: в большинстве сцен камера не поднимается выше уровня глаз четырехлетнего ребенка. Это утомляет едва ли не сильнее, чем идея режиссера вызвать больше сочувствия у зрителей за счет а) страданий ребенка; б) страданий белого ребенка. Возможно, большая детализация альтернативной реальности Гансландта пошла бы фильму на пользу: что это за война в Швеции, куда все направляются, куда пропадает отец Джимми и как его снова находит? Вопросов больше, чем ответов, и это не случай Дэвида Линча – это случай, когда режиссер заигрался и забыл, с чего вообще начинал.
Еще один странный экземпляр – картина “Каникулы” Изабеллы Еклеф про датских гангстеров, отдыхающих на курорте в Турции. Очень критичный взгляд на тех соотечественников, кто зарабатывает на жизнь нелегальным бизнесом, и молодую девушку, которая проходит своеобразную инициацию по вхождению в эту группу людей. Единственный положительный опыт при просмотре этого фильма – попытка представить, возможна ли такая картина в Украине и кто был бы в ней главным героем. У Еклёф в кадре – все же маргиналы, а вот в украинском контексте эта история вполне могла бы приобрести мэйнстримовые обертоны.
“Скрипачка” Пааво Вестерберга – единственный фильм из Финляндии в конкурсе, классический фильм из программ скандинавского кино на кинофестивалях – филармония, классическая музыка, творческие метания, соблазнение и семейные разборки. Картину можно было бы назвать до неприличия конвенциональной, если бы не перевернутые гендерные роли в ней: главная героиня – влиятельная скрипачка, продвигающая своего протеже, молодого музыканта, по карьерной лестнице.
Ну и напоследок – третья картины Лизы Лангсет, чей дебют “К чему-то прекрасному” с Алисией Викандер в главной роли был в конкурсе “Молодости” в 2010 году. Викандер, кстати, тогда присудили приз имени Ива Монтана в Киеве, теперь она суперзвезда и получает приз за вклад в кинематограф в родном Гетеборге.
В “Эйфории” актриса тоже играет – вместе с Евой Грин, Шарлоттой Рэмплинг и Чарльзом Дэнса в эпизодической роли. Викандер и Грин – сестры; вторая тащит первую в изолированный дом для богатых умирающих людей – чтобы напоследок выяснить отношения, а заодно наказать сестру за кажущееся легкомыслие, отстраненность и собственные страдания, венчающиеся неизлечимым раком. Вымученная мелодрама в нью-ейдж обертке, с невыносимыми диалогами о смысле жизни и совершенно душераздирающим выходом двух прекрасных актеров – Шарлотты Рэмплинг и Чарльза Дэнса (Тайвин Ланнистер из “Игры престолов”), которым абсолютно нечего играть.
Возможно, какие-то из этих фильмов попадут на украинские кинофестивали – на “Молодости”, в конце концов, есть “Скандинавская панорама”; а что-то из документальных программ Гетеборга, вероятно, можно будет поймать на грядущем кинофестивале Docudays UA.