Несколько соображений по поводу первой украинской национальной кинопремии.
Начнем с того, что регламент Киноакадемии требует значительной доработки: кажется весьма сомнительным решение доверить формирование коротких списков номинантов в каждой категории 15 членам правления Киноакадемии. В результате, несмотря на то, что в регламенте нет никаких четких распоряжений на этот счет, в финальную номинацию “Лучший фильм года” попали только игровые фильмы, тогда как документальное кино в Украине выглядит намного более прилично. В отличие от триумфатора этого вечера, “Гнезда горлицы” Ткаченко, победителя в документальной номинации, “Главную роль” Сергея Буковского, можно смотреть без рези в глазах и хватания за голову.
Один из представителей украинской киноиндустрии справедливо отметил симптоматичную вещь: что фронтраннеры “Золотой Дзиги” – фильм Ткаченко с восемью номинациями и “Моя бабушка Фанни Каплан” с семью – не дошли до зрителя в том виде, в каком их задумывали режиссеры. “Гнездо горлицы” имело трагический финал, который, возможно, придал бы всем мытарствам героев в кадре хоть какой-то смысл, но из-за настояния дистрибьютора концовку сменили на счастливую. “Моя бабушка Фанни Каплан” вышла в прокат без внучки главной героини – необязательной для фильма, но подыгрывающей мистификационным интенциям создателям фильма. В связи с этим неясно, за какую версию фильма сценаристы получили награду – за полную или урезанную.
Притязания “Слуги народа 2” или “Теперь я буду любить тебя” на звание лучшего фильма года хочется оставить без комментариев.
Вручение приза за лучший сценарий в этом году стоило бы пропустить, справедливости ради.
Присуждение всех четырех актерских призов актерам из “Гнезда горлицы” свидетельствует о том, что, скорее всего, большая часть киноакадемиков не смотрела другие фильмы в номинациях, а проголосовала автоматически. В этом контексте логичным выглядит только приз для Линецкого – не потому что посмертно, а потом что он был действительно великим актером, которому бессовестным образом было просто нечего играть в примитивном “Гнезде горлицы”.
Лучший короткометражный фильм – “Кровянка” – также получил приз от жюри национального конкурса на кинофестивале “Молодость”, так что хочется списать этот успех просто на тоску по “народному” кино с понятным юмором и режиссерскими ходами. “Гвоздь” Филиппа Сотниченко, который стоило бы отметить хотя бы за работу художника-постановщика (в номинации, где он даже не попал в шорт-лист), кажется, никто так и не понял: не удивлюсь, если многие киноакадемики до сих пор не знают, что это не документальное кино.
Справедливыми кажутся призы для “Живой ватры” – операторская работа там действительно волшебная, а Алла Загайкевич достойна не одной награды.
Приз за лучшую анимацию обусловлен, кажется, не профессиональными оценками, а индустриальными – “Никита Кожумяка” продан в прокат разных стран мира и это, очевидно, завораживает голосующих.
Впрочем, единственными номинациями, где интересно что-то обсуждать, остаются категории лучшего документального и короткометражного кино. Хотя бы потому, что там есть настоящая, не придуманная пиарщиками, конкуренция.
В документальную номинацию вошло пять качественных фильмов: “Украинские шерифы”, “Главная роль”, “10 секунд”, “Живая ватра” и “Родные”. К последнему есть вопросы, но это дело вкуса: победа каждого из этих фильмов была бы объяснима – и не с позиций психоанализа.
Почему в короткометражной категории осталось только три фильма –загадка, ответ на которую еще предстоит найти. В стране, которая любит смотреть короткометражное кино на большом экране, это кажется не совсем правильным. Как бы то ни было, номинантов было три, двое из которых –комедии: “Голден лав” Павла Острикова и “Кровянка” Аркадия Непиталюка. Первый – как это можно понять из названия, про любовь, второй – про зацементированные в сознании стереотипы, к которым режиссер, впрочем, непонятно, как относится – не то критикует, не то эксплуатирует, особо не разбираясь. У Непиталюка, к слову, в этом году выходит дебютный полный метр: “Припутни”, рискующий стать настоящим народным хитом.
Третий номинант здесь – уже упомянутый “Гвоздь” Филиппа Сотниченко, фильм о ностальгии и утраченных возможностях, в котором проделана огромная работа по воссозданию нужной режиссеру эпохи.
Во всех трех фильмах, впрочем, очень органично существуют герои – будь то в гротескной реальности украинской деревни, жители которой пытаются накормить еврейскую девушку кровянкой, будь то в реконструированной эпохе первых постсоветских лет бурной эмиграции, будь то в провинциальном доме культуры, где проходит сеанс спиддейтинга.
Нарочно или специально, день раздачи “Золотых Дзиг” совпал с днем, когда Президент решил подписать оба принятых недавно закона, регулирующих культурную сферу: об украинском культурном фонде и о госсподдержке кино. Чтобы последний заработал, Рада должна рассмотреть еще три законопроекта, так что праздновать окончательную победу реформаторских усилий в киноиндустрии пока рано. “Дзига” тоже много поводов не дает: этой инициативе можно сколько угодно симпатизировать, но общее ощущение остается – для национальной награды и официального повода для ярмарки тщеславия в украинском кино еще не время.
На фоне кучи запущенных в производство фильмов, двух картин в программе Каннского кинофестиваля, в которых Украина, так или иначе, приняла участие, на фоне рекордного количество поданных на государственный питчинг проектов, есть одна маленькая брешь, которую нужно срочно залатать. И это не отсутствие в Украине киноакадемии и национальной кинопремии. Это образование. Образование для кинематографистов, образование для зрителей, образование для тех, кто хочет коммуницировать между первыми и вторыми, – то есть, для журналистов, менеджеров, пиарщиков, критиков.
И с этой дырой есть одна небольшая проблема. Ее нельзя закрыть красной дорожкой.