Владельцы паев, среди которых значительная часть пожилых людей, много лет кровью и потом отработавших в колхозах, не имеют возможности хотя бы частично компенсировать потерю здоровья и многолетний труд, который не был адекватно оплаченным (пенсии подавляющего большинства крестьян являются скудными, особенно тех, работа которых носила сезонный характер). Лишили их также права распорядиться принадлежащим им земельным активом, чтобы дать старт для бизнеса своим детям и внукам.При этом во всех парламентских фракциях есть депутаты, которые прямо или косвенно связаны с субъектами крупного аграрного бизнеса, поэтому неудивительно, что они одним махом продлили мораторий в угоду своим спонсорам и финансовым донорам. Именно крупному бизнесу сегодня выгодней арендовать сельскохозяйственные земли и платить крестьянам символическую арендную плату, чем покупать землю по рыночной цене, поскольку привыкли они все присваивать в завуалированной форме, а не возмещать эквивалентную реальной стоимости цену за те активы, которые они присваивают.
Синдром 90-х, когда ловкие воротилы бизнеса безнаказанно лишали украинских граждан реальной собственности на принадлежащие им активы, сегодня обрел более совершенные, наиболее искаженные и антинародные формы, особенно в сельской местности.
Одна часть парламента считает продление моратория чуть ли не единственным средством защиты интересов крестьян, а другая – результативным популистским ходом, который не приведет к переформатированию уже традиционных для последних десятилетий предпочтений электората, проживающего на сельских территориях.
Чего греха таить – под риторикой защиты крестьян скрывается личина интересов крупного аграрного бизнеса, поскольку подавляющее большинство депутатов нынешнего парламентского призыва «вышло из 90-х годов» и не «болеет» социальными доминантами вроде немецких социал-демократов, для которых зажиточный гражданин среднего сословия – основа мощи государства.
Продление моратория на самом деле закрепляет существующий статус-кво на селе: латифундии сохраняют свою гегемонию, поскольку получают очередной карт-бланш в виде долгосрочной аренды на надлежащие крестьянству сельскохозяйственные земли (рис. 1), так как сельские жители
Рис. 1. Площадь арендуемой пашни и ее удельный вес в общей площади пашни в Украине (рассчитано по данным Госгеокадастра Украины)
практически лишены возможности альтернативного использования основного средства сельскохозяйственного производства из-за отсутствия инвестиционных возможностей сформировать достаточные производственно-технические предпосылки для ведения собственного прибыльного товарного производства.
Продление моратория только усиливает арендную кабалу для владельцев сельскохозяйственных угодий, которая сопровождается уплатой арендной платы по заниженным ставкам, а то и уплатой в натуральной форме, что не дает какого-либо положительного фискального эффекта для бюджетов сельских территориальных общин. При этом мораторный период на рынке сельскохозяйственных земель, который длится с 2002 года, не сопровождается формированием благоприятных институциональных предпосылок для эквивалентного перераспределения сельскохозяйственных земель, в первую очередь, предпосылок для защиты прав крестьянства при купле-продаже земельных активов.
Институт сельскохозяйственного консультирования, который должен доносить до крестьян информацию об их правах и возможностях на земельном рынке, продолжает пребывать в зачаточном состоянии, хотя на официальном уровне уже давно говорится о том, что он эффективно функционирует.
Чрезвычайно деструктивным является утверждение, что мораторий может защитить крестьян от произвола земельных рейдеров. При этом игнорируется тот момент, что лишить желания крестьян продавать принадлежащие им сельскохозяйственные земли может только создание благоприятных условий для облегчения ведения собственного аграрного бизнеса.
Этого можно достичь путем предоставления государственной поддержки как финансовой, так и консультативной в части формирования обслуживающих и сбытовых кооперативов, развития материально-технической базы хранения и первичной переработки сельскохозяйственного сырья, диверсификации сельской экономики за счет развития зеленого туризма и лесохозяйственного предпринимательства. Ничего не делается также в части применения регуляторов антимонопольного законодательства, которые ограничивали бы аппетиты латифундий и защищали бы от поглощения субъектов малого и среднего аграрного предпринимательства.
К сожалению, в последние годы мораторий на свободный оборот сельскохозяйственных земель так и остался популистской страшилкой для увеличения электоральных симпатий, которой манипулируют ставленники крупного капитала под видом защиты интересов украинского крестьянства. Мораторий – это не панацея от дальнейшего обнищания крестьян. Другой вопрос, что в условиях стагнации национальной экономики и рецессии мировых сырьевых рынков, цена на сельскохозяйственные земли неадекватна их реальной стоимости.
Поэтому запуск рынка может привести к неэквивалентному перераспределению важной составляющей национального богатства. И в этом вопросе позиция одной из парламентских фракций является бесспорной. Кроме того, не создано даже критически необходимого основания для защиты и поддержки сельских домохозяйств как на аграрном рынке, так и на рынке ссудного капитала.