Стоит отметить, что последний монументальный львовский «долгострой» – памятник Бандере, одиозный микс стилистики «совка» и Третьего Рейха, – закончился полным фиаско и никому не нравится. Тем не менее, это не умеряет энтузиазма официоза от политики и культуры увековечивать национальных героев в камне и металле: появился обидно-банальный памятник Ивасюку (он такого не заслужил) и откровенно китчевый – Кульчицкому (он тоже заслуживает лучшего). В щедром на юбилеи 2015-м памятников ожидается сразу два: Шептицкому и Вербицкому, а также актуальным остается не поставленный к столетию памятник Антонычу.
Конкурс проектов памятника Шептицкому провели еще в 2010-м, но он не предложил ничего оригинального. Несмотря на то, что по результатам конкурса, никому не присудили первого места, а второе разделили между двумя проектами с условием совместной доработки, продвигать начали самый помпезный проект, где в комплекте к памятнику прилагалась оформленная вокруг него площадь. Авторы проекта - Укрдизайнгруп, архитекторы И. Кузьмак, М. Федык, скульптор М. Посикира (двое последних состояли в авторской группе монумента Бандере). Идея такова: вымостить перед собором Св. Юра площадь размером 2,6248 га (что больше, чем сам Святоюрский комплекс), а посреди площади поставить спиной к собору памятник Шептицкому - увеличенную до 4-х метров довоенную модель скульптора Андрея Коверка на 3-х метровом цоколе. Неудивительно, ведь монумент национальному лидеру не может быть маленьким!
Неоригинальность такого подхода кажется особенно обидной, учитывая, кем является Митрополит Шептицкий для Западной Украины и Львова - не только моральным авторитетом нации, Политиком и Человеком с большой буквы, но и эрудитом, эстетом и меценатом, собравшим и подарившим украинскому народу коллекцию Национального музея во Львове. Без моральной и материальной поддержки Шептицкого в украинском искусстве первой половины ХХ века не было бы множества страниц. Поэтому для многих проевропейских интеллектуалов и просто патриотов с хорошим вкусом отблагодарить именно Шептицкого таким морально и эстетически устаревшим еще за тридцать лет до своего появления проектом - кощунство.
Тем более обидно тратить деньги на сомнительного качества проекты, когда в стране война и каждая копейка на счету. Разочарованные грядущим памятником львовяне тихо надеялись, что как раз война «отложит проблему», а там может и удастся как-то ее разрулить, достучаться, объяснить, что не памятником единым славен Шептицкий. Но осенью 2014 оказалось, что все на полном серьезе: депутаты Львовского горсовета проголосовали за установление памятника. И площади тоже. «Шептицкому же – давно пора!». Вот отреставрировать наконец виллу на ул. Драгоманова, 42, купленную митрополитом Андреем именно под дело его жизни - Национальный музей во Львове, не пора. И возродить любимые митрополитом сады на Святоюрской горе, превратившиеся за последние двадцать лет буквально в ночлежку для бомжей – тоже не пора. Такова, увы, реальность Львова, гордящегося «на публику» своим европейским архитектурным наследием и лоском. Советские стереотипы тут живут и здравствуют: раз юбилей, значит, памятник обязателен.
Согласно одобренному плану, для достойного чествования Шептицкого, под площадь нужно перенести дорогу и “реконструировать территорию”, при этом снеся большую часть имеющегося на этом месте старинного сквера. Сквер, спланированный, по данным кафедры градостроительства НУ «Львовская Политехника», известным архитектором А. Рерингом в пейзажном стиле в 1897 году, практически сохранил историческую планировку (что авторы проекта отрицают) и 230 экземпляров деревьев и кустов 50-ти видов, большинству из которых пошла вторая сотня лет. Территория сквера к тому же входит в памятникоохранную зону ЮНЕСКО. После активных протестов общественности в защиту столетних деревьев авторы монумента Шептицкому слегка скорректировали проект, озеленив часть площади (новыми, естественно, насаждениями), и чуток уменьшив памятник с постаментом.
Основная тяжесть реализации проекта монумента Шептицкому ложится на городской бюджет: УГКЦ финансирует только сам памятник, а город – все остальное (перенос дороги и реконструкцию площади). На это из бюджета развития Львова в 2015 году должны выделить 32 млн. гривен. При этом на охрану исторической среды в этом году в том же бюджете развития Львова предусмотрено только 14,5 млн, на культуру – 6,7 млн, на охрану здоровья – 19,4 млн, на помощь участникам АТО и их семей – 9,3 млн. грн. После того, как депутаты в конце февраля 2015-го проголосовали эти цифры и работы по возведению монумента получили “зеленый свет”, во Львове разразился публичный скандал.
Протестующие против одобренного проекта интеллектуалы, молодежь (в первых рядах – выпускники, студенты и часть преподавателей Украинского Католического университета, что довольно показательно), а также активисты и жители окрестных улиц предлагают альтернативу пафосной площади: или привести в порядок сквер и установить памятник там, или привести в порядок заброшенные Митрополичьи сады на горе Св. Юра и поставить монумент среди клумб и лужаек. Чтобы обратить внимание на свою инициативу, энтузиасты организовали группу «Спаси сквер Святого Юра!», и с начала марта устраивают там серию романтических завтраков, участники которых облагораживают сквер, как могут, своими силами. Активисты установили планшеты с описанием своего проекта, повесили таблички на деревья с пояснениями, какие из них больны, а какие здоровы (таких оказалось большинство), инициировали расчистку от аварийных насаждений и протрассировали план переноса дороги, чтобы показать, какую, собственно, часть сквера собираются “закатать” в асфальт.
Но ключевое слово в конфликте между протестующей общественностью и церковью, которая, по факту, инициирует чествование Митрополита, - не Шептицкий и не его юбилей. Ключевое слово тут – площадь. Исторически площадь при соборе Св. Юра была, но тогда это был пустырь, на котором до середины ХІХ века дважды в год проходили региональные ярмарки. С того времени вокруг пустыря построили множество домов, площадь уменьшилась до размеров сквера, а под стенами собора была проложена дорога. Сейчас площадь в ее варианте ХVIII века очень нужна УГКЦ для встреч с верующими: во время праздников, привоза реликвий, встреч с высшими духовными лицами Церкви и т.д. Другой очевидной необходимости в обустройстве площади именно сейчас, во время войны и ощутимого экономического кризиса, нет.
Поэтому на стороне одобренного проекта - УГКЦ, официоз от культуры и прочие «профессиональные патриоты», которые настаивают на том, что масштабный монумент Шептицкому именно в год его круглого юбилея - «не только дело нашей чести, но и высокой ответственности перед будущим». Ситуация дошла до абсурда, когда архиепископ львовский высокопреосвященнейший владыка Игорь и ряд священников УГКЦ запустили в ход риторику “охоты на ведьм», называя протестующих против проекта “памятник плюс площадь” “пятой колонной” и “рукой Кремля”.
Впрочем, в УГКЦ есть и голоса, которым тоже не нравится проект: например, первый ректор УКУ о. Димид. Но не факт, что эти голоса будут учтены в официальной позиции Церкви.
Единственным конструктивным, с минимальными для всех моральными потерями, выходом из сложившейся ситуации является диалог. К нему призывает известный правозащитник и проректор УКУ Мирослав Маринович.
Возможен ли желаемый компромисс, участники сложившегося конфликта попробовали выяснить на круглом столе «Реконструкция площади Святого Юра: взаимопонимание ради чествования митрополита Андрея Шептицкого», который прошел 12 марта. Разговор длился 7 часов, в результате чего участники подписали резолюцию, декларирующую установить памятник Шептицкому, но при этом достичь консенсуса относительно публичного пространства вокруг него – Святоюрской площади. Для этого создана рабочая группа, в которую вошло по два представителя от коллектива проекта памятника Шептицкого, от Львовского горсовета, от общественной инициативы “Спаси сквер Святого Юра”, от НУ “Львовская Политехника” и от жителей близлежащих улиц. Согласованный вариант концепции площади оценят независимые эксперты, затем двумя третями голосов будет принято решение. До 26 апреля достигнутый компромисс будет представлен на общественных слушаниях.
Для властей Львова ситуация с памятником Шептицкому – весомый повод наконец изменить процедуру конкурсов на установку следующих монументов, создать механизм реального влияния общественности на формирование публичного пространства города, и всерьез задуматься о самом принципе чествования кого-либо. Формирование такого принципа особенно актуально на фоне множества инициатив ставить памятники героям Небесной сотни и АТО.
А для руководства УГКЦ эта ситуация – более чем серьезный повод задуматься о своей стратегии в отношениях с молодежью и интеллектуалами, которые сегодня уже не намерены слепо ставить знак равенства между деятельностью Митрополитов Шептицкого, Слипого и других бесспорных моральных авторитетов, деятельностью УГКЦ в подполье и деяниями современных церковных функционеров, прячущихся за патриотической и христианской риторикой. В случае победы над «инакомыслящими» Церковь получит площадь, но рискует потерять множество своих сторонников - реальных или потенциальных, и подвергнет сомнению свою способность быть одной из ведущих консолидирующих сил новой модерной Украины.