Эта заинтересованность, это признание сложной гуманитарной ситуации за линией соприкосновения со стороны главы государства – важный сигнал. Возможно, что этот сигнал – результат постоянного и очень интенсивного призыва-давления со стороны международных гуманитарных миссий, волонтеров и благотворительных организаций. В марте 2015 года вся страна в течение нескольких недель обсуждала требования, которые должна выполнить Украина для получения многомиллиардного кредита МВФ. Об этих требованиях говорили политики, им посвящали заседания Кабмина и Верховной рады, их подробно разбирали в СМИ, обсуждали эксперты и даже люди на улицах. В результате, власть не просто взяла на себя серьезные обязательства перед международными организациями, но и практически разделила эти обязательства со всей страной.
А всего за месяц до этого ровно такой же список требований, только касающихся гуманитарной ситуации в зоне АТО, передали президенту, правительству и парламенту Украины представители международных гуманитарных организаций, в том числе руководители представительств ООН и Европейской комиссии в Украине. Этот список включал целых 19 пунктов, направленных на предотвращение гуманитарной катастрофы на Донбассе и содержащих практические рекомендации для исполнительной и законодательной власти страны.
Однако эти требования, в отличие от требований МВФ, не вызвали практически никакой реакции ни у общественности, ни у экспертного сообщества, ни у самих представителей власти. Такое впечатление, что от них отмахнулись, как от надоедливой мухи, и предпочли просто не замечать. Конечно, цифра в 316 миллионов долларов (именно до такой суммы был увеличен объем необходимой гуманитарной помощи по просьбе Украины) гораздо меньше 17,5 миллиардов от МВФ. Но и она, особенно вместе с другой цифрой – 5 миллионов человек, которые, по данным ООН, пострадали в результате военных действий на Востоке Украины – точно заслуживает того, чтобы об основных требованиях международных гуманитарных организаций знали. Понимали вызвавшие их причины. И могли, при необходимости, спросить с чиновников, если они и дальше будут эти требования игнорировать.
Далее приведу основные пункты этих требований. С небольшими комментариями по поводу их выполнения, основанными на работе Гуманитарного штаба Рината Ахметова и нашем практическом общении с украинскими чиновниками.
Предоставить всем аккредитованным гуманитарным организациям беспрепятственный доступ в зону АТО при помощи пропускного режима, прозрачного и понятного всем участникам. На сегодняшний день мы видим некоторый прогресс в этом вопросе, особенно по сравнению с концом 2014 года, однако продолжающее действовать правительственное решение о заявках на получение пропусков за 10 дней является прямым нарушением международных норм оказания гуманитарной помощи.
Упростить порядок и процедуру регистрации поставщиков гуманитарной помощи. Нам удалось значительно облегчить себе задачу, зарегистрировав Гуманитарный штаб как подразделение Фонда Рината Ахметова. Однако, взаимодействуя с другими гуманитарными организациями, мы часто слышим их жалобы на отсутствие единого списка документов для аккредитации, бюрократические проволочки, требования предоставить дополнительную информацию, не предусмотренную законодательством и абсурдные запреты на регистрацию представительств международных компаний в качестве юридических лиц.
Организовать координацию предоставления гуманитарной помощи на уровне правительства. Межведомственная координация этого вопроса между силовыми ведомствами, Минсоцполитики, Минздрава и т.д. до сих пор практически отсутствует, и мы неоднократно сталкивались с этим в практической деятельности Гуманитарного штаба.
Упростить порядок регистрации в других регионах Украины вынужденных переселенцев и создать работающий механизм регистрации взрослых и детей, родившихся, умерших или осиротевших в зоне АТО. Сейчас родившихся и умерших в зоне военных действий просто не существует в украинских базах данных. Осиротевшие дети лишены необходимых документов, о них не заботится государство, и не могут оформить официальную опеку родственники.
Организовать возможность безопасного и беспрепятственного передвижения людей из зоны военных действий и гуманитарные коридоры для эвакуации. Анонсированная СБУ система электронных пропусков работает с большими перебоями, электронные пропуска приходится получать заново, вслед за бумажными, сам порядок въезда – выезда в зону АТО остается таким же непрозрачным.
Обеспечить доступ к медицинским препаратам и медицинскому обслуживанию для всех украинцев на всей территории страны. Вместо этого, в зоне военных действий полностью свернуты все государственные программы по обеспечению жизненно важными препаратами больных диабетом, раком, туберкулезом и другими опасными заболеваниями. Кроме того, ограничены виды лекарств, которые можно ограничил виды лекарств, которые можно доставлять в зону АТО. И Гуманитарному штабу, например, приходится собственными силами обеспечивать инсулином детей, больных диабетом, в Донецкой области. То же самое касается кардиопрепаратов. Согласно данным Гуманитарной карты, в лекарствах нуждается 50% населения.
Обеспечить формирование толерантного отношения в украинском обществе к вынужденным переселенцам и мирным людям, пострадавшим в зоне военных действий. К сожалению, государство не только практически ничего не делает в этом направлении, но и его отдельные представители позволяют себе делать публичные заявления с осуждением мирных жителей Донбасса и прямыми обвинениями их в постигших в результате военных действий бедах.
Разморозить банковские счета и возобновить социальные выплаты. На сегодняшний день, по заявлению Правительства, выплаты заморожены до завершения военных действий и проведения выборов под контролем украинской власти. После этого, по их словам, все выплаты будут возвращены людям в полном объеме. Однако уже в своих последующих заявлениях украинские чиновники дезавуировали свои первоначальные обещания и объявили о том, что газ, тепло и свет продолжают поставляться в зону АТО именно в счет замороженных социальных выплат.
Вот далеко не полный список первоочередных требований международных гуманитарных организаций к украинской власти. Его можно продолжить требованиями привести украинское законодательство в соответствии с нормами международного гуманитарного права, освободить оказание гуманитарной помощи от налогообложения. Но главное здесь не в длине списка и даже не в содержании отдельных его пунктов. Главное в том, что международные организации хорошо понимают, что сегодня гуманитарная помощь не только спасает жизни и здоровье миллионов людей. Но еще и является чуть ли не единственным тоненьким и очень шатким мостиком, объединяющим жителей двух территорий Украины.
Мы у себя, в Гуманитарном штабе, это тоже очень хорошо понимаем. И сознательно, например, ориентируемся на то, чтобы закупать продукты для помощи людям в Донецкой и Луганской области не за границей, а в Днепропетровске, Харькове, Одессе, Херсоне, Киеве, Луцке, Львове.
Надеюсь, что это также понимают еще и представители государственной власти. И сумеют подтвердить это понимание своими практическими действиями и решениями.