Четвертый фестивальный день запомнился просмотром последних короткометражных фильмов, одному из которых уже в эту субботу вручат «Скифского оленя». Все это время казалось, что секция лишь набирала обороты, чтобы под конец представить самые яркие работы.
Приятной неожиданностью в конкурсной короткометражной программе стал показ второго украинского фильма – «Выдумка» Катерины Чепик. Это лента о наивной и порой абсурдной детской фантазии, которая переносит маленькую девочку в выдумку – бумажный и пластилиновый мир. «Выдумка» – это «Алиса в стране чудес» на свой лад: героиня с помощью воображения попадает в собственный карман и находит выход из комнаты без окон и дверей. К слову, «Выдумка» продолжает фантазийную тему Катерины Чепик – ее дипломная работа «Во сне» – первая серия в общей идее. Главное, режиссеру не застрять в выдумках, иначе в какой-то момент зритель перестанет вестись на ее зацепки.
«Цветок в бутылке» Максима А. Милденберга продолжает тему детства. Это история дружбы Петера и стеснительной девочки, которая появляется в его жизни так же неожиданно, как и исчезает, ведь она скрывает достаточно мрачную тайну. Фильм – яркий пример того, как короткий метр помогает режиссеру воплотить весь жанровый и эмоциональный потенциал ленты, без излишней нравоучительности и нечеткости формы.
Не худшее впечатление оставляет комедия «Пункт помощи» Эндрю Маргетсона. Джек и Майя теряют свои автомобили на огромной парковке в аэропорту. Вместе они обращаются в пункт помощи, где за двадцать минут автомобили обещают найти. Самая легкая и непринужденная короткометражка этого дня.
А вот начало национального конкурса короткометражек оказалось менее занимательным, но, вместе с тем, наиболее посещаемым. Национальная программа в этот день решила брать не качеством, а количеством. Каждый второй фильм – при поддержке Госкино, большинство – работы студентов КНУКиТ им. Карпенка-Карого.
Наиболее отличительной и в сюжетном, и в режиссерском плане оказалась работа «Нежность» Анастасии Максимчук. Тихое утро молодой семейной пары: они строят планы на будущее и собираются на работу. Но в один момент их мир переворачивается с ног на голову и смерть уже не кажется такой далекой. Фильм выстроен так, что в нем становятся условными обыденные моменты, и на первый план выступает вопрос выбора.
А вот приз за наиболее провальную работу получает фильм «Счастливые часов не наблюдают» Ярослава Балло. Фильм снят по мотивам сценария, который большинство студентов того же Института экранных искусств разбирают на первом курсе. Отличительная смысловая идея, которая выделила бы ленту в конкурсе, отсутствует, а лишь за техническую сторону работы «Скифского оленя» не получить.
Анимационные фильмы «Жвачка» Ольги Макарчук и «Затычка» Сии Титовой, на фоне душещипательных историй о запретной любви и прочих студенческих экспериментах, куда более заметны, несмотря на незамысловатый, и порой даже примитивный сюжет.
Первые фильмы национальной программы показали, что многим из них присуще несоответствие между картинкой и смыслом: хватаясь за одно, режиссеры упускают из внимание другое. Но пока надежда увидеть что-то более заметное остается: возможно, как и предыдущий блок, «Национальная программа» приберегла лучшее на последок.
Четвертый фестивальный день заставил взглянуть на программу «Украинских премьер» с некой опаской. Есть вероятность, что после документального фильма «До свиданья, синефилы» Станислава Битюцкого не все зрители согласятся на подобный эксперимент.
Станислав Битюцкий, кинокритик и главный редактор профильного издания Cineticle, называет свою дебютную режиссерскую работу киноэкспериментом, но судя по абсолютно неподготовленной к данному перфомансу публике, «До свиданья, синефилы» больше напоминает эксперимент над зрителем.
«Свобода кино сегодня существует. Для этого не нужны декорации, а лишь пара друзей в темной квартире на несколько ночей», – объясняет Битюцкий. И собственно этим и начинается картина: трое друзей – Оля Коваленко, Александр Телюк и Станислав Битюцкий – перескакивают с темы на тему и рассуждают о кино, «Молодости», Евромайдане и украинской самоидентификации. Тем не менее, камерность и закрытость фильма не дают зрителю ощущения вовлеченности в разговор.
Обсуждения о самоидентификации украинцев сменяются черным экраном и звуками на Майдане. Спустя несколько минут публика оказывается в замешательстве и начинает заниматься чем-угодно, но только не просмотром картины – кто-то рассматривает потолок красного зала в кинотеатре «Киев», другие – в полном непонимании происходящего уходят. Как объясняет впоследствии режиссер, это был эксперимент на тему того, что изображение и кино не обязательно должны быть синхронны, а черный экран иногда может сказать куда больше, нежели картинка. Впрочем, после десятков фильмов о Майдане, данная “красноречивость” кажется насколько бессмысленной.
Далее – статичный план кинотеатра «Украина». Кто-то шепчет мне слева, что это вероятно очередная техническая заминка на «Молодости», но, увы, нет. Это отсылка к премьере фильма «Тени забытых предков» Параджанова, которая состоялась именно в «Украине». Когда на экране меняется хоть что-то – картинка, звук – слышится облегченный выдох. Следующий пункт назначения – вечеринка для синефилов в Доме образования и культуры «Мастер-класс» и ретроспектива – кадры из фильмов братьев Люмьер и «Битва за нашу советскую Украину» Довженко, как очередной эксперимент – попытка возвращения к первоначальному кино.
По своей сути, «До свиданья, синефилы» – кино сугубо для тусовки, снятое за пять ночей. Ведь даже если соединить все отрывки воедино темой любви к кино и поисками нового киноязыка, именно новизны в нем и не хватает.
После всего увиденного за четвертый фестивальный день поистине свежим глотком воздуха, стал шведский «Турист» Рубена Остлунда. «Скандинавская» внеконкурсная программа, является самой посещаемой уже не первый год, и на это есть веские причины.
«Турист» – призер внеконкурсного «Особого взгляда» и фаворит кинокритиков в Каннах в этом году, и, что вполне логично, номинант на “Оскар” от Швеции. Фильм – это попытка режиссера понять человеческую сущность, застать человека врасплох в самых неожиданных и экстремальных ситуациях. Томас и Эбба с детьми приезжают на отдых в горы. Во время обеда в ресторане любование идиллическими горными пейзажами, сменяется паникой и инстинктом самосохранения – с гор надвигается лавина. Но пока Эбба пытается защитить детей, Томас спасает собственную жизнь. Снежная лавина становится настоящим испытанием супружеской жизни, за которой последовали волна упреков, разочарования и отторжения. Парадоксальная ситуация приводит Эббу в ощущение замешательства и потерянного счастливого неведенья о том, кем же на самом деле был Томас.
На первый взгляд, глубокая психологическая драма, начиная вращаться вокруг поисков виноватого, продолжает легкой и тонкой иронию на тему семейной жизни и отношений в целом. В «Туристе» нет никаких постулатов вроде «мужчины – сильный пол, женщины – слабый» и разделений на черное и белое.
У Остлунда получился невероятно веселый, провокационный фильм на тему мужского и женского поведения при форс-мажоре, граничащий с абсурдом и нарастающей тревогой.
«Турист» – лучшее событие и, возможно, даже сенсация 44-й «Молодости».