ЖКХ: война тарифов

Уже давно все открыто говорят, что ЖКХ – это бизнес городских администраций. Ведь здесь всегда и при любой погоде постоянные финансовые потоки. Независимо ни от каких кризисов – каждый день падает гривна на расчетный счет в банке. Поэтому никто не хочет отделять этот бизнес от государства. Если смотреть на ЖКХ как на отрасль экономики, то хотелось бы от власти получить объяснение: откуда такой высокий рост прибыли в ЖКХ? Как же так получается, что в среднем потребительские цены за последние 10 лет выросли немногим более чем на 100%, а на всё, что связано с обеспечением ЖКХ – тепло, электроэнергия, транспортные перевозки и т. д. – от 5 до 9 раз?!

Фото: urist.in.ua

Но прежде чем проводить реформу в жилищно-коммунальном хозяйстве, надо понимать, что «жилищная» - это одна сфера экономики со своими собственниками, а «коммунальная» - другая сфера, как правило, естественных монополий. Соответственно, все услуги, которые относятся к «Ж», - это компетенция наша, собственников жилья, и мы их должны регулировать. А ресурсы «К» регулируются государством. И в этой связи мы с вами должны помнить, что тарифы на коммунальные ресурсы, которые потом после ЖЭКа превращаются в коммунальные услуги, не совсем соответствуют размеру платежа (потому, что должен быть прибор учета, считающий количество и качество потребленной энергии) для коммунальной ресурсной организации. Однако местные власти очень не хотят осуществлять такой контроль. Он им не нужен. Более того, они намеренно не организовывают собрания собственников жилья, чтобы потом пользоваться своими муниципальными расценками. Словом, если собственник не принял никаких решений, то берутся расценки, которые утверждает местная власть.

Вот почему в первую голову собственники многоквартирных домов должны быть заинтересованы в установлении у себя придомовых приборов учета (проще говоря, счетчиков). А если их нет, то нам, жильцам, ресурсоснабжающая организация по своей методике, позволяющая считать по максимуму, выставляет просто астрономические счета к оплате. Хотя, с другой стороны, если мне водоканал не установил счетчик, то мне нужно по логике снизить норму потребления воды. А не наоборот! Возьмем отопление. Мы платим за комфорт или за гига-калории? А сколько посредников от поставщика электроэнергии до конечного потребителя? За что мы расплачиваемся: за тарифы и нормы потребления, услуги множества посредников, дырявые трубы, взятки и т. п.?

Плюс, наконец-то, надо что-то делать с проблемой огромного износа действующей системы. У всех у нас к газовой плите подведена только одна труба, один водопровод, один источник электроэнергии. Альтернативы нет! Но почему, когда формируются тарифы в различных регионах, не учитываются различные уровни доходов и жизни наших граждан? Также хотелось бы получить от местных властей объяснение, почему чиновники и представители отрасли ЖКХ ведут себя как банкиры, закладывая в сумму для оплаты жилищно-коммунальных услуг различные риски, инвестиционные составляющие и т. п.?!

Ведь когда нас через тарифы заставляют оплачивать строительство новых электро-, газо-, водо- сетей, то после ввода в эксплуатацию они становятся чьей-то собственностью. Причем, не государственной, а частной. То есть, за наш счет приумножается собственный капитал неизвестных нам акционеров. Тогда дайте и нам акции этого эмитента. Если нет, то пусть государство станет акционером. На худой конец, может быть надо подписывать инвестиционный контракт? Как только мы об этом договоримся, так после этого инвестиционная составляющая и пусть будет частью тарифа на услуги ЖКХ.

Итак, соответствующие службы, например, КГГА должны киевлянам простым и понятным языком объяснить стандарты предоставления жилищно-коммунальных услуг. Например, если потребитель разрешает монополии включить инвестицию в объем своих затрат, то он в результате должен получить:

 - снижение потерь на столько-то процентов в своих сетях;

 - повышение комфортности или роста производительности.

Словом, должен быть двухсторонний контракт: мы вам - инвестиционную составляющую, вы нам - повышение параметров качества и эффективности. С обязательным размещением в Интернете структуры и принципов формирования этих инвестиционных составляющих тарифов. Думаю, когда есть монопольные услуги, то должен всегда действовать независимый контроль над их издержками.

Да, сегодня наше коммунальное хозяйство – это такой себе огромный паровоз середины прошлого века. А мы, вместо того, чтобы поменять его на современную технику, продолжаем ремонтировать и подкрашивать. Но от этого не изменится к лучшему его коэффициент полезного действия. Поэтому, если добиваться понижения стоимости услуг ЖКХ, то властям совместно с общественными организациями нужно комплексно и системно заниматься модернизацией этой отрасли экономики. А пока денег у населения нет. Зато вопреки всему тарифы на услуги ЖКХ продолжают и дальше расти.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
LB.ua в соцмережах: