Она работает только в том случае, если вы занимаетесь чем-то, что вам правда не все равно, и делаете это без какого-либо участия политических партий.
Она может вам пригодиться, если вы хотите защитить/изменить нечто, что важно не только для вас и вашей семьи, но и еще для какой-то группы людей. То есть, если у вас есть то, что я называю "гражданским интересом". Например, в парке, который вы любите, собираются построить многоэтажку, или сносят чего-нибудь, чего сносить никак нельзя. В общем если вы чувствуете, что у вас в очередной раз нагло крадут что-нибудь хорошее и знаете хотя бы еще человек пять, которые тоже считают, что это АДЪ и сколькожможночтожэтотакое. Я пока видела близко только околокультурные конфликты, но схема должна по идее работать на любых.
Отбирать свои права у стаи упырей, которые являются нашей с вами политический элитой можно, нужно и совсем не так сложно, как кажется. А побеждать их на конкретных, важных для вас участках - приятно и весело. Кроме того, из маленьких побед складывается общее ощущение, а немного уверенности в себе - это как раз то, чего не хватает нашему чудесному, но жутко забитому народу, чтобы начать менять свою жизнь к лучшему.
В общем вот: вводные настройки и четыре этапа развития результативного проекта
Самое важное
Первое, что нужно для успешного мероприятия/действия - это понимание того, что это даст результат.
Вам все время будут говорить, что ничего не получится, инфа 100%, просто будьте к этому готовы. Наши прекрасные украинские люди насквозь больны унынием. Сферический украинец в вакууме сидит под плинтусом, воет о том, что ему от этого дико плохо и наотрез отказывается признать, что под плинтусом можно и не сидеть. Мы столько веков находимся в ситуации постоянного выживания, что вылезти из-под плинтуса и заявить о своих правах - это фактически потерять идентичность. :)
А сейчас уже можно на самом деле. Так что ключевой момент - это вспомнить, что парк или детская площадка вообще-то ваши и не сравнивать свои силы с "этими". Они сильнее нас в одном, мы сильнее их в другом, все относительно. Упыри ужасно не любят света, а под ярким светом вообще не живут. Общество, которое умеет этим фактом пользоваться, по-моему, называется гражданским.
В общем, если вас есть хотя бы человек 5, которым искренне не все равно, не дрейфьте - все у вас получится, если с умом к вопросу подходить. А нытиков просто не слушайте, они все одинаковые.
Второе, что нужно: разделите для себя понятия закона и справедливости и говорите и думайте только о справедливости. Аппелируя к закону в стране волшебных судов, вы играете на поле противника. Говоря о справедливости, вы говорите правду, а это, как правило, приводит к увеличению количества сторонников идеи.
Третье: у вас потому и есть несколько этапов, что если не работает план А, переходим к плану Б, если и так не получается, к плану С - и так далее. Настройтесь на то, что вы не будете сдаваться ни при каких условиях - и напрягаться придется совсем не так долго и тяжело, как вы можете себе представить. Решимость - риальне стращная вещь.
1 Этап: Консолидация протеста, формулировка цели и выбор рычага
Консолидация протеста: негативное сообщение
Это то, что нужно обязательно делать в самом начале. Самое сложное, самое важное, базовое. Люди всегда хотят чуть-чуть разного, всегда протестуют против одного и того же по чуть-чуть разным причинам. Договариваться сложно, мы это не очень умеем, но зато все обычно получают массу удовольствия после того, как мучительный почти консенсус достигнут. Так что прежде, чем возбужденно придумывать стихотворные слоганы, направленные на все сразу и ни на что конкретно, обсудите, чем возмущен каждый из вас и найдите точку пересечения взглядов, нечто, что присуще вам всем.
Весенняя серия митингов по поводу Пейзажных котиков дала результат в первую очередь потому, что сообщение было всем понятно - "мы не дадим вам снести котиков и построить свою дурацкую высотку". Так получилось не само, за ту площадку борьба шла 6 лет, во имя этой борьбы неравнодушными гражданами были построены собственно "котики" и за столько лет сообщение кристаллизовалось.
По Десятинке, вопросу, возможно, более важному, люди собраться на толковый протест не могут, попы с януковичами спокойно делают, что хотят. Мы полтора года назад с подружкой сделали Facebook-группу по поводу Десятинки. Я насчитала там 4 вида радикально отличающихся протестов: "нельзя строить никакого храма", "нельзя строить храм РПЦ", "нужно строить храм, но УПЦ", "нужно строить храм РПЦ, но не такой, как они хотят". Всегда есть еще маргиналы типа язычников, но их в учет можно не брать. Хотя таких маргиналов любят использовать упырьские технологи - на первом митинге по Десятинке, как по волшебству появились разнообразные фрики: буйные околополитические персонажи, язычники, солнцепоклонники и чуть ли не друиды. Это делается для того, чтобы искренние неравнодушные люди, которые пришли сообщить о том, что у них есть права и права эти нарушаются, были незаметны среди маргиналов и политических лжеактивистов. Но подобные технологические штучки, это мелочи - если вам удалось найти короткое понятное сообщение, с которым согласна вся ваша группа неравнодушных, они вам особо не навредят.
На Андреевском видов протеста было несколько, но они были все-таки очень близкие: среди большинства, которое было "против постройки офисно-торгового комплекса на Андреевском спуске, улице с другим назначением и атмосферой", люди с идеями типа "не трогайте нигде вообще ничего, сволочи, пусть все будет как есть", "не трогайте ничего на Андреевском спуске", "свергнем коррупционную власть" и "не любим Ахметова", были не так заметны, чтобы навредить процессу.
Правильные негативные сообщения (чисто например): "мы против постройки дома на этом месте", "мы против сноса детской площадки", "мы против назначения галериста директором музея", "мы против застройки склонов Днепра"
Неправильные негативные сообщения: любые общие фразы типа "мы против коррупционной власти", " мы против олигархов", "мы против любых изменений". Важно: никто не мешает вам дополнительно к основному смыслу говорить о том, что вас волнует, писать это на транспарантах и в статьях. Просто нужно понимать, что это побочные смыслы, а вы объединились для решения конкретного вопроса.
Формулировка цели: позитивное сообщение
У любой стороны две медали и если вы ПРОТИВ чего-то, то вы обязательно еще и ЗА что-нибудь.
В случае с Пейзажными котиками люди были против постройки дома и за то, чтобы все осталось, как было, потому что и так отлично (что в данном случае правда).
В случае с Юностью на Андреевском спуске люди были против постройки офисно-торгового комплекса и тоже, в принципе за то, чтобы все осталось как было, потому что и так отлично (что в данном случае неправда, ибо чего отличного в запущенной фабрике? В этом случае оно все равно сработало, но это из-за того, что оппонент повел себя крайне неожиданно).
В случае с Гостиным Двором люди против превращения ГД в торговый комплекс и за его "превращение в культурное пространство", или примерно так, но уже довольно долго не получается сформулировать, что же это за "культурное пространство" и как именно должно состояться превращение. Убеждена, что это основная причина того, что ситуация с ГД все еще сложная.
В случае с директором Нацмузея отлично видно, как негативное сообщение (галерист без профильного образования и опыта работы не может быть директором музея), так и позитивное (проведите конкурс и пусть его выиграет тот человек, который соответствует требованиям мирового кодекса музейной этики, благо таковые в музее есть). Этот протест еще только начинается, но лично я уверена в том, что цель будет достигнута и очень скоро, потому что основные условия выполнены, а остальное - дело техники.
В общем, сообщение ЗА не менее важно, чем сообщение ПРОТИВ, у вас должны быть оба. Самое важное - они должны быть по-настоящему общими для вашей неравнодушной тусовки. Сообщение "за то, чтобы все осталось как есть, валите отсюда со своими покращеннями" - подходящее сообщение.
Выбор рычага: не обязательная, но крайне полезная вещь
Идеальный вариант - когда вы нападаете не на виновника конфликта, а на того, кто:
а) напрямую в этой конкретной ситуации не виноват;
б) является политиком, партией, крупной компанией или публичным человеком, то есть кем-либо, для кого сильный удар по имиджу конвертируем в финансовые убытки;
в) способен наказать виновников или просто заставить их убраться с защищаемого вами объекта.
Пример: в ситуации с МИДовским домом на Пейзажке мы весной нападали в том числе и на Попова, при том что основными фигурантами со стороны упырей были некто Губский и некто Коваленко, особого отношения к синим, не имеющие. В итоге Попову пришлось решить этот вопрос - во-первых потому что обидно быть еще и за ошибки каких-то чужих козлов виноватым, можно подумать своих мало. А во-вторых, потому что они хотели сделать из этого предвыборный хит (что немножко сорвалось, хаха). Очень красиво получается, когда одни упыри, для того чтобы защитить свой стремительно падающий рейтинг, дают по голове другим упырям.
На Андреевском было не так и я какое-то время пламенно доказывала, что письма писать нужно не виновнику, а про виновника, но опять-таки, там произошел невиданный случай с извинениями крупного бизнеса перед народом, так что сработало и так.
Таким "рычагом" вы сильно увеличиваете свою мощность, а соответственно - скорость достижения цели, но если его объективно нет, то выдумывать его не надо, без него тоже можно.
Продолжение следует.