Главной целью предлагаемой налоговой реформы должен стать стабильный экономический рост в государстве. Основным постулатом реализации этой цели видится сокращение распределительной функции государства до объемов, не превышающих 35% ВВП. И такое ограничение предлагается закрепить в Конституции, чтобы это была нормой прямого действия, которую невозможно обойти, формируя бюджет на следующий год.
Подобный уровень распределения последний раз наблюдался в 2004 году, когда экономика показала рост в 12%. После этого, расходы государства только росли, а с приходом Януковича ко власти, дефицит бюджета стабильно достигал отметки в 50 млрд гривен. 2014 год, еще больше увеличил дисбалансы.
Соответственно, такая парадигма налоговой реформы, минимизирующая роль государства в экономике, предполагает как снижение налоговой нагрузки на бизнес, так и соответственно снижения общего уровня государственных расходов.
В представленной программе гражданское общество предлагает сделать акцент на следующие моменты сокращения государственных затрат:
1) Сокращение экономической деятельности государства. Только на дотации угольной отрасли государство постоянно закладывало в бюджет 13-14 млрд гривен. Такие затраты в большей степени выглядят как управляемый процесс финансирования определенного круга лиц, приближенных к власти, с высокой долей коррупционной составляющей.
2) Ликвидация фондов социального страхования по болезни и по несчастному случаю. По текущему законодательству, в такие фонды перечисляется 9.1% собираемого с бизнеса Единого социального взноса (ЕСВ). В номинальном выражении это выражается в сумме 15 млрд гривен. При этом, на предприятия, все равно возложена необходимость оплачивать 5 дней нетрудоспособности, с которых государство еще берет дополнительно 33.2% ЕСВ. Поэтому предлагается 12 дней больничных в год оплачивать за счет предприятия с коэффициентом 0.8. Для длительных болезней предлагается задействовать инструменты медицинского страхования сотрудников.
3) Ревизия Пенсионного фонда и сокращение его персонала. Как известно, в последние года, кроме 2014 года, государство все больше и больше тратило денег на пенсионное обеспечение. Апогеем этого процесса стал 2013 год, когда расходы государства на пенсионное обеспечение достигли уровня 17.5% ВВП.
Такое положение вещей стимулировалось 2-мя основными факторами:
• Популизмом политиков, использующих фактор пенсионеров для своих политических целей
• Коррупционностью системы, когда за деньги можно было оформить всякого рода справки и другие привилегии.
Поэтому перед тем как решать вопрос реформирования пенсионной системы, предлагается первым этапом - провести ревизию текущего состава пенсионеров, как на наличие мертвых душ, так и на наличие тех, кому пенсии выдаются незаконно. При этом, выявление 3-5% таких лиц, смогут дать экономию в расходах бюджета на 8-12 млрд гривен. Кроме того, видится что сама структура Пенсионного фонда слишком раздутой. 40 тысяч работников – слишком много с учетом того, что выплаты денег – это работа казначейства и банковские транзакции. Пенсионный фонд должен быть либо реструктуризирован или вообще ликвидирован с переносом выплат пенсий через бюджет.
4) Электронные государственные закупки. Общий объем государственных закупок оценивается в 250 млрд гривен. При этом, часть этих закупок осуществляются непосредственно через бюджет, а часть это закупки государственных предприятий. При содействии волонтеров, бизнеса и министерства экономического развития уже сейчас введена в эксплуатацию система Prozorro, имеющая 3 коммерческих площадки по организации электронных торгов. Бюджетные организации и государственные предприятия постепенно подключаются к этой системе. По словам Макса Нефедова, курирующего это направление – переход на использование всеми объектами государства системы электронных торгов планируется завершить до 2017 года. А оценочная экономия составит 10% или 25 млрд гривен. Часть из этих средств – это непосредственно уменьшение затрат бюджета, часть – увеличение прибыльности государственных предприятий.
По расчетам экспертной группы все вышеперечисленные действия смогут на 2016 год дать экономию расходов бюджета в размере 45 млрд гривен.
В то же время все эксперты гражданского общества понимают, что бизнес уже не в состоянии платить те налоги, которые навязывает ему государство. Рост теневой экономики – это прямое следствие переизбыточного налогового давления государства на бизнес. Государству пора прекратить считать бизнес уклонистами и минимизаторами и дать наконец возможность легально вести бизнес без необходимости использования схем. По проведенным опросам, нестабильность законодательства и слишком большая нагрузка на фонд оплаты труда – есть основными проблемами, которые волнуют бизнес. В тоже время последние попытки государства реформировать нагрузку на фонд оплаты труда – вызвали только раздражение и разочарование.
Административная нагрузка бизнеса по учету нововведений только выросла, а предложенную схему по выведению зарплат из тени проигнорировало 95-98% предприятий Украины. Поэтому общее консолидированное мнение участников гражданского общества – не делать переходных периодов и периодов постоянной нестабильности – а резко сократить нагрузку на фонд оплаты труда до 20%, и ЕСВ отменить как класс. При этом, государство может начать проводить пенсионные выплаты либо напрямую через бюджет, либо посредством реструктуризированного Пенсионного фонда. В любом случае, государство сейчас итак выполняет данную функцию, переводя часть бюджетных средств на финансирование дефицита пенсионного фонда.
В тоже время, возникающая разница в бюджетных доходах, на самом деле, не такая большая, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что любая роспись бюджетных расходов на медицину, безопасность, образование и другие сферы бюджетных расходов в части затрат на оплату труда имеют 2 строки – Затраты на оплату труда и Начисления на оплату труда в размере 36.3% ЕСВ. В масштабах всего государства такого ЕСВ в расходах государства - около 46 млрд гривен (по данным 2013 года) и фактически ликвидация ЕСВ – это уменьшение на эту сумму бюджетных расходов. Проведенный экспертами расчет дефицита бюджета в условиях ликвидации ЕСВ показал цифру в размере 100 млрд гривен. Кроме этого, ликвидация ЕСВ также увеличивает прибыльность государственных предприятий и бизнес-структур. Для уменьшения дефицита бюджета предлагается на государственном уровне провести увеличение зарплат коммерческих предприятий, что позволит уменьшить дефицит схемы до 80 млрд гривен.
Еще одним базовым моментом, на котором сошлись эксперты гражданского общества состоит в том, что существует крайняя необходимость увеличивать инвестиционную привлекательность страны. Одним из базовых механизмов его реализации налоговыми методами, предложено перейти на налогообложение распределяемой прибыли вместо налога на прибыль. Фактически такой режим предполагает, что собственники бизнеса смогут сами решить, когда выводить прибыль из бизнеса, и в общем случае, налог на распределенную прибыль – это фактически отложенный во времени налог на прибыль. Полученную прибыль собственники смогут реинвестировать в развитие своих бизнесов. Как показывает статистика Минфина - доходы государства по налогу на прибыль снижаются уже второй год подряд. Если в 2013 году доходы бюджета по налогу на прибыль составили 55 млрд гривень, в 2014 году доходы упали до 40 млрд гривень. По итогам 1-го полугодия 2015 падение доходов составляет еще 12%. Таким образом, 2016 год есть идеальным временем для внедрения новых правил по налогообложению прибыли. В тоже время здесь нужно отметить, что прибыль всё равно будет распределяться, а государство как один из собственников бизнесов, сможет распределить прибыль в бюджет. Поэтому потери бюджета от такого перехода не будут столь велики, как думает Минфин.
Теперь по поводу НДС. Этот налог всегда вызывал самые жаркие споры. Такие же споры возникли и в экспертной среде гражданского общества. Вдохновитель грузинских реформ Каха Бендукидзе по этому поводу сказал: я приехал в Грузию неся с собой уверенность, что в Грузии необходимо отменить НДС как класс. Но после анализа он поменял свое мнение, высказав мысль, что победить коррупцию в НДС проще, чем отменить НДС. В итоге в Грузии НДС стал системообразующим налогом. Поэтому общее мнение, на котором сошлись эксперты - оставить ставку НДС на уровне 20%. Также есть консолидированное мнение о необходимости отмены системы депонирования НДС, которая несёт больше вреда, чем пользы. Эксперты имеют несколько идей по минимизации коррупции с НДС, которые готовы обсуждать с заинтересованными сторонами.
В качестве новаций в системе НДС предложены следующие моменты:
1) Отмена ставки 7% налога на медицинские препараты и восстановление льготы по ним. Большинство медицинских препаратов являются предметами первой необходимости, и налог по ним, лишь увеличивает потребительскую корзину малоимущих.
2) Возможность использовать кассовый метод малым бизнесом, с целью минимизации административных затрат.
3) Автоматическое возмещение НДС. Создания отдельного казначейского счета для расчетов по НДС, и перечисления НДС в бюджет, только после удовлетворения всех заявок на возмещение НДС.
4) Отказ от практики снятия налогового кредита и переход на практику доначисления налоговых обязательств с возможностью применения апелляционных процедур.
5) Отмена льгот по НДС для сельхозпроизводителей по растениеводству. Животноводство пока предлагается оставить со льготой по НДС.
Все эти меры, а также рост курса и инфляционные процессы проходящие в государстве по оценкам экспертов смогут дать дополнительных доходов по НДС в размере 25-30 млрд гривен.
В качестве дополнительных мер, которые могут быть задействованы в качестве компенсационных механизмов, при значительном снижении налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, экспертами гражданского общества предложены следующие механизмы:
1) Введение налога на недвижимость для юридических лиц, исчисляемую от балансовой стоимости активов. Такая норма уже много лет работает в инвестиционно привлекательном Казахстане.
2) Переоценка стоимости земли, в связи с инфляционными процессами
3) Увеличение доходов государства от ренты по добыче природных ископаемых и акцизов. Ведь после поднятия цен на газ для населения, государство сможет получить в бюджет дополнительный рентный доход от компании Нафтогаз, а доходы от акцизов итак показывают устойчивых рост в последние 2 года.
Подводя итоги, предлагаемый гражданским обществом вариант налоговой реформы сокращает распределительную функцию государства сразу на 4-6% ВВП. В добавок к этому, эксперты гражданского общества надеются на запуск процессов постепенной легализации бизнесов и роста легальной экономики. Это позволит получить устойчивый рост экономики, а государству – получить дополнительные доходы в бюджет.