Леван, судя по первому вашему фильму «Уличные дни», и нынешним «Свиданиям вслепую», вы очень тепло и с большой любовью относитесь к людям. Откуда у вас это?
Не знаю. Наверное я именно так воспринимаю мир. Для меня теплота отношений очень важна. Особенно сейчас, когда мир становится более прагматичным. Времени всё время нет, плюс у всех много проблем, ещё и страшные вещи вокруг происходят.
Наверное, такое отношение к людям ещё является и чертой грузинского характера. Я в этой культуре вырос и для меня это органично. Кроме того, современное кино, особенно европейское, которое мы видим на всевозможных фестивалях, чаще всего тяжёлое, в нём постоянно говорится о каких-то проблемах, о боли. Проблем в обществе накопилось много, это так. Но именно поэтому я считаю важным показывать теплоту человеческих отношений. Потому что из самой трудной ситуации всегда можно найти выход. А выход всегда в одном – в любви. Когда есть взаимопомощь и человечные отношения друг к другу.
За последний год вы достаточно много времени провели в Украине. Над чем вы здесь работали?
Я снимал телесериал. Это была совместная российско-украинская копродукция. После фильма «Свидания вслепую» я сидел без зарплаты и мне предложили поработать над сериалом. Чтобы прокормить семью, я согласился, и был очень рад, что съёмки проходили в Одессе. До сих пор я никогда не был в этом городе.
Я работал вместе с продюсером из Украины Еленой Ершовой, которую очень люблю. Благодаря ней я очень полюбил Украину, поскольку Елена – настоящий патриот своей страны и просто замечательный человек. Съёмочная группа у нас была в основном одесская, во время работы я познакомился со многими хорошими людьми и сам стал немножко одесситом. Кроме того, на наших глазах, как в Одессе, так и в целом в Украине разворачивались все эти трагические события. И для меня был важен опыт человеческих отношений в таких обстоятельствах: с одной стороны, приятный и интересный, а с другой – очень сложный. Это то, что навсегда останется со мной.
Значит, вы стали свидетелем тех трансформаций и патриотического подъёма, которые произошли в одесском обществе. Как вы это ощущали? Как это происходило?
Напряжённость чувствовалась даже в нашей одесской группе, хотя все старались никак этого не показывать. Но мы чувствовали, что люди очень обеспокоены. Кульминацией же стали трагические события 2 мая. Меня в тот день не было в Одессе, я ненадолго вылетал в Италию на фестиваль, и уже там узнал, что произошло. А в Одессе я жил как раз рядом с местом трагедии, на Французском бульваре. И когда вернулся туда, то почувствовал, что в городе что-то изменилось, в людях произошёл надлом, и это отложило на них сильный отпечаток. Такие трагедии ведь бесследно не проходят.
После 2 мая мы ещё месяц работали в Одессе и оставались, по-моему, единственной съёмочной группой, которая не покинула город. Хотя когда мы начинали работу, съёмочных групп там находилось много. В Одессе множество интересных мест, там можно найти отличную фактуру. События 2 мая испугали многих, практически все уехали, но мы хотели закончить работу там, где её начали.
Но трагические события в Украине происходят до сих пор. Как вы думаете, как долго может продолжаться это безумие? В чьих силах его остановить?
Мне очень трудно об этом судить. Очень надеюсь, что это всё как можно скорее закончится. Мне очень жаль людей, потому что я настолько их полюбил – начиная от водителя, ставшего мне очень близким человеком, и заканчивая всеми остальными. В Украине безумно тёплые, хорошие люди, от которых я чувствовал только теплоту и открытость – все те черты, которые очень схожи с грузинскими. Я это ощущал и переживал за Украину, как за свою страну.
Не знаю, в чьих силах остановить всё это. Потому что такие страны как Украина или Грузия не всегда зависят от своих желаний и становятся ареной для больших политических игр. К сожалению, не всегда всё зависит от нас.
Расскажите о своём сериале. Как он называется?
Рабочие названия – «Над законом» и «Я – закон». Главную роль играет замечательный актёр Алексей Горбунов. В сериале заняты актёры как с Украины, так и с России. И, кстати, когда мы начинали работу над ним и только-только начинались трагические события в Украине, мы не испытывали совершенно никаких проблем – ни с языком, ни с чем!
Насколько опыт работы над телесериалом был для вас полезным? Как вы отнеслись к предложению поработать в новом для себя формате?
Сначала я боялся. Думал, что невозможно снять сериал так же качественно, как полнометражный фильм. Но мы старались очень сильно, и у меня была очень хорошая команда. С самого начала мы решили стараться снимать сериал как кино, а там как получится.
Конечно, в любом случае это огромный опыт, поскольку какие-то решения приходилось принимать очень быстро. Работа над сериалом – это марафон, который вырабатывает профессиональные навыки. Плюс я впервые работал с известными актёрами, ведь до сих пор я снимал фильмы с друзьями – в основном, непрофессиональными актёрами. Уверен, что любой приобретённый опыт, если к нему относиться честно и добросовестно, всегда очень ценен и может помочь в будущем.
Да, можно было снимать по шаблону, и, возможно, сам сериал от этого бы не пострадал. Но я не мог себе этого позволить. Мы боролись за каждый кадр, от чего уставали нереально. Обычный фильм снимаешь за 2 месяца, а здесь мы работали 6,5 месяцев и ещё 2 месяца подготовки. Фактически, мы за это время сняли 4 фильма. Технически это было тяжело, но ощущение, что мы учимся и делаем что-то новое, вдохновляло. Как режиссёр я многому научился.
А продолжите ли вы работу в «большом кино»?
Надеюсь. Сейчас пишу новый сценарий и продюсирую одного молодого грузинского режиссёра: это будет его дебют. У него интересный сценарий, он мне очень нравится, и в этот проект я верю. А к работе над новой своей картиной я надеюсь приступить в следующем году.
Какой она будет по жанру?
Как и все мои фильмы – авторской, но не артхаузной. Я не люблю снимать скучное кино, стараюсь делать его для широкого зрителя. Мне интересно снимать о простых людях, которые попадают в трудную ситуацию, но при этом стараются сохранить своё человеческое лицо. И в то же время, показывать грузинскую жизнь, поскольку это та жизнь, которую я знаю достаточно хорошо. Но чтобы она, оставаясь в рамках Грузии, была понятна зрителям из Украины, Японии и других стран.
В ваших картинах можно встретить детали, характерные для жизни современной Грузии. К примеру, мимоходом упоминается лагерь грузинских беженцев. В вашей стране эти люди пребывают в таком статусе много лет, а Украина только сейчас столкнулась с подобной проблемой. Какие у них перспективы в Грузии?
Для нашей страны это огромная проблема, которая тянется уже 20 лет. Всё началось с абхазского конфликта, а продолжилось юго-осетинским, хотя по сути, всё это были конфликты между Грузией и Россией. Сотни тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома. Тогда, в 1990-е годы экономика Грузии была в катастрофической ситуации, и государство не имело возможности заботиться о беженцах, создать им нормальные условия. Как-то они выжили, но это было трудное, жалкое существование. Никому такого не пожелаю.
Некоторые люди думают, что конфликты подобные абхазскому неразрешимы. Но я всегда верил и верю, что Грузия туда вернётся. Я в этом даже не сомневаюсь. И верю, что это будет мирный процесс, поскольку другого пути просто нет. Ведь это нечестно, когда людей выгоняют из дома, в котором они жили веками. Как это произойдёт, я не знаю – я не политик. Но справедливость должна восторжествовать в любом случае.
Леван КОГУАШВИЛИ родился в Тбилиси в 1973 году, изучал кинопроизводство в грузинском государственном университете театра и кино в Тбилиси. После первого же года обучения в Грузии началась война, и он начал работать в качестве журналиста. С 1995 по 1999 Леван изучал кинорежиссуру во Всероссийском государственном институте кино (ВГИК) в Москве, где его наставником был Марлен Хуциев. В 2007 году он закончил школу искусств Тиш при Нью-Йоркском университете.