Три года назад бывший архитектор и режиссер рекламных роликов Джозеф Косински дебютировал в большом кино сиквелом знаменитого “Трона” – культового кино 80-х про виртуальный мир и опасности киберпространства. “Трон: Наследие” не смог повторить успех первого фильма, но обеспечил Косински роль запасного варианта спасителя жанра научно-фантастических фильмов (по нашей версии, надежда сай-фая №1 – Нил Бломкамп, режиссер “Района №9”), что, согласитесь, уже неплохо.
В “Мире забвения” (в оригинале – Oblivion, и в России прокатчики решили оставить это название) Косински во многом повторяет самого себя – в основном, по части визуального оформления мира. В этом мире герой Тома Круза, Джек, живет на заброшенной планете Земля и починяет роботов, охраняющих гигантские машины по изъятию с несчастной планеты остатков воды. Люди Землю якобы покинули, перебравшись на Титан после продолжительной войны с инопланетянами. “Войну мы выиграли, но они разрушили планету”, – удрученно констатирует главный герой, попутно задаваясь вопросом, а как вообще такое возможно.
Именно неутраченная способность задавать вопросы там, где вроде бы и так все понятно – на Земле никого уже не осталось, надо забрать здесь все и уехать на поиски лучших миров, а еще - чтение книжек, найденных в заброшенных библиотеках, и воспоминания о некой призрачной жизни, которую Джек, если и прожил, то 60 лет назад, – оставляют шанс герою на выживание, когда выяснится, что с инопланетянами дело не совсем чисто.
Джек живет в доме на башне номер 49 со своей женой Викторией: они – “успешная команда”, он – летает по планете и чинит роботов, она – координирует его работу и связь с неким Тетом, командным центром и перевалочной базой для людей, отправляющихся на Титан после бегства с родной планеты. Но они на планете не одни – на Земле остались “стервятники”, которых обвиняют в развязывании войны против людей, и очень скоро выясняется, что эти “стервятники” никакие не инопланетяне, а обычные люди, не отправившиеся на Титан.
Куда делись загадочные инопланетяне, была ли вообще какая-то интервенция из космоса, почему роботы, настроенные на работу с техникой, обучены убивать людей, как Джеку с Викторией удается контролировать всю планету, и почему Луна выглядит так странно после взрыва, – вопросы, на которые, вполне возможно, главный герой найдет ответ.
А на некоторые – не найдет, потому что со сценарием у Джозефа Косински, как и в случае со вторым “Троном”, пока не складывается. Под толщей вопросов, возникающих во время и после просмотра, скрывается вся красота “Мира забвения”. Фильм вырос из восьмистраничного сценария, превращенного будущим режиссером в комикс еще в 2007 году, и оставляет впечатление, что он снят человеком, смотревшим много фильмов, но читавшем мало книг.
Но Джозеф Косински – хвала вселенной – не Ридли Скотт, которого продюсеры, кажется, просто уговорили снять приквел к “Чужому” (иначе появление такого фильма, как “Прометей” вообще сложно объяснить), а человек, любящий фантастику, так что, надеемся, что не все потеряно.
Тот факт, что в Голливуде, охваченной манией 3D и римейков, снимается научная фантастика (или ненаучная, кому как угодно) по оригинальным сценарием, заслуживает отдельного внимания. В 2013 году нас ждет еще один фильм со странным названием – “Элизиум“ того самого Нила Бломкампа, о котором писалось выше. Для Бломкампа это тоже будет второй полнометражный фильм – у них с Косински много чего общего, даже суммы бюджетов (вторых фильмов, на свой полнометражный дебют про апартеид инопланетян Бломкамп умудрился потратить 30 млн долларов, в отличие от 170 млн второго “Трона”).
Если окажется, что “Мир забвения” – это старт для перезагрузки томящегося в приквелах и римейках фантастического жанра, то мы очень даже не против.
В прокате с 11 апреля (а в США, к слову, фильм выходит только через неделю, 19 апреля).