Начать рассказ нужно со скандального, а потом уж перейти к изврату. И настаиваю, текст этот следует читать под трек Bevza F12W13 catwalk или, если настроение не слишком лирическое, включить Zebra Katz - Ima Read. Первый нагнетает, второй - вдобавок и угнетает.
Скандалы начались еще в день официального открытия проекта, собравшего, шутка ли, сорок с лишним художников из России и Украины. Прямо во время вернисажа «управдомы» филиала Музея русского искусства настояли на том, чтобы часть инсталяции Алексея Кнедляковского и Люсинэ Джанян «Белый круг», где бунтующие бумажные человечки не только намекают на Кровавое воскресенье или дают понять, что политика имеет форму и цвет, но и настаивают на том, что «Путин *уй», удалили из экспозиции мотивируя это тем, что таким образом может пострадать не только пока еще незапятнанная репутация конкретно Шоколадного дома. А и вся эта ситуация - повлиять на нашей имидж демократичной европейской страны в целом.
Эти первые выпады кураторы Константин Дорошенко и Анастасия Шавлохова, люди образованные и профессиональные, перенесли стоически. Внеся в экспозицию коррективы, согласно пожеланиям, не стали разбирать проект: на тот момент их кураторская идея практически не пострадала.
Но со дня открытия выставки продолжались всяческие пертрубации. Вопросы к организаторам со стороны администрации музея были регулярными, почти ежедневными. Не смотря на то, что радикальных мер никто не предпринимал, по сути, полноценно выставка так и не заработала. Затевая разного рода протесты руководство музея тем самым фактически препятствовала увидеть проект таким, каким он был задуман кураторами.
Дальше в дело пошел изврат. Изгаляясь и так и сяк к 8 июня, в день открытия Евро-2012, сотрудники «Школадного дома» умудрились придумать официальную причину - некое постановление Национальной экспертной комиссии по защите общественной морали - и досрочно закрыть выставку за распространение порнографии.
За этим последовали лишенные подоплеки угрозы. Мол, уголовное дело, суд, все дела. Но дошло исключительно до абсурда. Мало того, что организаторы до сих пор не получили ни одного официального документа, аргументирующего закрытие выставки, так еще и не понятно следующее: кого же будут судить? Автора компрометирующего видео Машу Ша, которая давно живет заграницей; художника с мировым именем Андрея Кузькина, участника Венецианской биеннале; кураторов проекта, которые многие годы работают на территории искусства; автора идеи - Олега Кулика или, может, весь состав «Галереи Мироновой», инициатора выставки; а то и комиссара биеннале?
Нужно отметить, что проект «Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме» вступил в прямой диалог с основной экспозицией Арсенале. В ее названии «Лучшие времена, худшие времена - возрождение и апокалипсис в современном искусстве» он поменял полюса и сакцентировался на Возрождении, отвечая на вопросы: куда и как дальше? На хрестоматийный - что делать и куда бежать?
Разрушенный администрацией музея экспонат Андрея Сигунцова показал, что живая плесень может быть в разы красивее пластмассовой красоты Барби. Самовольно ними же отключенное видео перфоманса Андрея Кузькина - жизнеутверждающая акция о гармонии человека с природой. Работа с новыми медиа Марины Алексеевой о процессе заболевания, страхах перед врачами и больничкой в ожидании операции. Произведение легендарного Анатолия Осмоловского, художника и теоретика современного искусства, «Это вы сделали? - Нет, это вы сделали» об издевательстве над прежними кумирами в виде головы Ленина на шесте, дополненное кнопками на полу Дмитрия Гутова, нажатие которых извлекает выкрики революционных лозунгов.
Часть этих артефактов сломаны безвозвратно. Развалившаяся на куски экспозиция исключила диалог организаторов проекта с Музеем русского искусства. Часть художников наверняка впредь не станет сотрудничать с украинской стороной. Возрождение, несмотря на ожидание, так и не наступило. Изнасилованный проект исчез. В отношении же того, что такое порнография, пускай эксперты разбираются сами. Кураторы, не последние спецы, им растолкуют наверняка.
Я это расцениваю как акт цензуры, которая запрещена в нашей стране законодательно. Так же, как проявление невежества и нарушения авторского права кураторов и художников. Я не думаю, что закрытие выставки как-то отразится на Арсенале, это совершенно разные территории. В данном случае мы имеем дело с невежственным подходом к искусству и культурным ценностям со стороны данного музея
— Константин Дорошенко, куратор выставки "Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме"
У меня здесь другой вопрос. Интересно исходное. Почему, предоставляя помещение для выставки, руководству музея не пришло в голову поинтересоваться, что же будет представлено в экспозиции проекта? Уверена, что информация это далеко не конфиденциальная. Более того, люди со стороны арт-институции, хоть и государственного образца, наверняка должны быть в контексте, то есть, как минимум, понимать кто такой Олег Кулик и чем он занимается на территории совриска.
Беспечно было полагать, что в прошлом заядлый перфомер и акционист, создатель «Бешеного пса» и человек, который в прямом смысле покусал другого человека, создаст пуританский проект о том, как упоительны в России вечера.
Хотя обращение в НЭК по защите общественной морали якобы произошло извне. Некая гражданка Н. попросила защитить ее от развратной выставки современного искусства. Гражданку Н. не только шокировало содержание выставки, но и возмущал факт ее размещения - на территории Детской картинной галереи, да еще и в период проведения Евро (проект планировали демонстрировать до 31 июня). Действительно, какое хамство, ведь дети увидят голого дядю Кузькина и наверняка вырастут маньяками.
Как известно, экспертная комиссия по защите нашей морали появилась в Украине в 2004-м. Следом для показательности и оправдания своей работы раздули скандал вокруг интернет ресурса «Прозы», «философского порноиздания о современной культуре», как называл его сам автор, Анатолий Ульянов, который после многочисленных судебных разбирательств и угроз вынужден был покинуть Украину. За эти 8 лет, то нападая на блог-платформу Живой журнал, то судясь с писателем Олесем Ульяненко, который от всего этого идиотизма скоропостижно преставился, комиссия истерично выкрикивала протестные лозунги.
Но, в общем-то, сама по себе она осталась безвредной (хотя факт ее существования бесспорно маразматический). Высказывая пожелания и раздавая рекомендация, комиссия, по большому счету, реагирует на обращение таких советского перепуга граждан, как небезизвестная Н.
Совершенно пережиточное понятие мораль, не имеющего никакого отношения к нравственности, будоражит умы тех, кто знал красных, выжил в Перестройку, а теперь ностальгирует по временам, когда одно лишь государство имело право знать «как надо». В отношениях между «как надо» и «как хочется» («как чувствуется»), судя по всему, у нас до сих пор темная пропасть.
А тем временем на Арсенале продолжают транслировать эту образину - Золотой лотос художника и дизайнера Чой Джонг Хва, ироничную работу (к слову, шикарную) братьев Чепменов - о глуповатых и аморальных людях в нацистской форме на выставке «Дегенеративного искусства» и произведение Ракиба Шоу «Нарцисс», изображающее патологичкские отношения человека с природой.
Жаль, что растление, порнография и прочая белиберда - это вещи нам очень понятные, а вот что делать с «современными художествами» - конечно, тот еще вопрос. Цензурировать добро и зло волен каждый, выискивая то там, то сям, прости господи, эротику. Я не исключаю факта существования порнографии даже в детской картинной галерее. Но еще большей порнографией я считаю ее поиски на каждом шагу, в частности – на последней территории здравого рассудка – в современном искусстве.