Постановление Кабмина уникально тем, что вступает в действие только после принятия закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно особенностей управления государственными банками". А пока что члены набсоветов госбанков избираются согласно статье 7 "Закона о банках и банковской деятельности".
Эта статья предполагает формирование набсоветов из представителей Рады, Президента и Кабмина (по пять человек от каждого госоргана). Такой порядок формирования набсоветов госбанков (а) создает риск их зависимости от чиновников и депутатов и (б) не позволяет оперативно набсоветы формировать. Сегодня, например, в набсовете Ощадбанка девять человек, в набсовете "Укрэксима" - восемь. Исключение - национализированный Приватбанк, где под давлением МВФ власти сформировали по-настоящему независимый набсовет.
(Почти на 95% государственный Укргазбанк при выборе набсовета руководствуется законом "Об акционерных обществах", Уставом банка и Положением о набсовете, поскольку там есть и другие акционеры. Такая же ситуация в банке "Розрахунковий центр", который примерно на 86,5% принадлежит государству).
26 февраля 2016 года такой закон под номером 4162 был внесен в Раду (правда, в названии вместо "законодательные акты" - "законы"), передан в профильный комитет. Инициатором был премьер Арсений Яценюк. Проект предполагает формирвование набсоветов госбанков из семи независимых членов на конкурсной основе, а их работа будет оплачиваться. Но 14 апреля 2016 года премьером стал Владимир Гройсан, и правительственные проекты были отозваны, чтобы снова пройти все процедуры.
Минфин, который разрабатывал этот законопроект с международными организациями, опять передал законопроект на рассмотрение в Кабмин. 17 мая 2017 года правительственный комитет под руководством Степана Кубива этот законопроект вынес на рассмотрение, но постановил "отложить принятие решения" по нему до устранения замечаний Секретариата КМУ (далее СКМУ).
Основные замечания СКМУ касаются опасений, что государство перестанет контролировать госбанки. В проекте закона прямо говорится, что "государство не может никоим образом влиять на принятие решений, которые принадлежат к исключительной компетенции наблюдательного совета государственного банка". Тогда как СКМУ хочет согласовывать с Камбином решения набсоветов по значительным сделкам или по сделкам, в отношении которых у правительства есть заинтересованность. Также, по моей информации, СКМУ хотят зафиксировать в законе, что окончательное решение по отбору кандидатов принимает комиссия из представителей АП и КМУ. Наконец, СКМУ не устраивает, что члены набсовета будут иметь доступ к банковской тайне, а правительство - нет. Есть и ряд других, более мелких замечаний.
В итоге, пока правительственные чиновники никак не могут определиться с проектом закона, контроль над работой госбанков осуществляется по-старому и риски политического влияния сохраняются. Более того, по еще действующим нормам чиновники и депутаты могут попытаться распространить свое влияние и на национализированный Приватбанк.