И это притом, что, как сказал тот же Павел Розенко: «Сегодня разрыв между доходами Пенсионного фонда и расходами Пенсионного фонда составляет около 81 млрд. гривен. Это можно назвать дефицитом, можно дотацией, но сегодня все эти средства предусмотрены в государственном бюджете Украины, и именно государственный бюджет Украины покрывает полностью этот дефицит». Итак, отчего вдруг взялась такая гигантская «дыра» в ПФУ? А взялась она, прежде всего, от провальной пенсионной реформы. Еще тогда, когда экс-вице премьер-министр С.Тигипко неудачно пытался перейти от распределительного механизма к накопительной системе пенсионного обеспечения. Что значит в наших условиях распределительный уровень пенсионной системы? Это когда нашим пенсионерам выплачиваются пенсии из взносов работающих. А накопительный уровень – это когда пенсии выплачиваются из того объема денежных средств, который вы сами накопили. В теории и в предлагаемой министерством схеме всё выглядит прекрасно. Но когда власти заявили, мол, была одна система, а теперь мы переходим к другой, вот тут те, кому осталось всего несколько лет до пенсии, начали спрашивать: «А где моя пенсия, мы ведь уже десятки лет отработали и у нас нет никаких накоплений?».
Что, по сути, получается? А получается следующее. Теперь предстоит одновременно выплачивать пенсии нынешним пенсионерам и копить денежные средства работающим сейчас. Возникает эффект двойного бремени, т.е. когда надо одновременно и выплачивать пенсии, и формировать пенсионные накопления. По расчетам экспертов, этот эффект двойного бремени будет длиться около 50 лет и достигнет своего максимума через 22 года после начала введения накопительного уровня пенсионной системы, а именно в 2038 году. Ведь, как заявлял Павел Розенко, в 2016 году будет введена накопительная система пенсионного обеспечения.
А теперь ключевой вопрос: «Стоит ли из-за этого эффекта двойного бремени проводить такую пенсионную реформу?». Кстати, у нас нет в мире стран (за исключением не особенно успешной практики в Чили), когда бы государство по украинскому варианту переходило от распределительного к накопительному механизму. Более того, математически доказано многими экспертами, что если у нас не нулевые административные расходы на обслуживание накопительной системы, а такого просто не может быть, то она заведомо менее эффективна, чем распределительная.
Как показывает практика, те денежные средства, которые накапливает молодое поколение, быстро обесцениваются. И, вероятнее всего, сложится в перспективе ситуация, как с нашим Пенсионным фондом Украины, когда нынешним пенсионерам эти пенсионные деньги не дали, но в будущем они всё равно не достанутся. А увеличение пенсионного возраста в Украине – это значит, что будет меньше потребностей в выплате пенсий.
Правда, нельзя не поддержать министра социальной политики Украины в одном, о чем он четко и однозначно заявил: «В кулуарах обсуждения законопроекта мне говорят прямым текстом: не трогай систему спецпенсий, не отменяй пенсионную систему для судей, прокуроров, народных депутатов, министров, таможенников, налоговиков, чиновников различного уровня и реформа пенсионной системы будет проголосована 300 голосами «за». И он также отметил, что «90% заключения Главного научно-экспертного управления Верховной Рады было посвящено обоснованию того, почему нельзя ликвидировать систему спецпенсий. Кроме того, на заседании Комитета соцполитики Верховной Рады было протянуто предложение фактически заблокировать проведение пенсионной реформы и перевести все в процесс «многолетнего обсуждения».
Что в итоге можно подчеркнуть? Ни законодательная, ни исполнительная власти не решают пенсионные проблемы, они их только отодвигают на более поздний период. Даже не пытаются разобраться с тем, что за предыдущие годы делали не так в реформировании пенсионной системы Украины, и даже не пытаются исправлять ошибки предшественников. Но беда не ушла, ее лишь отодвинули.