Ранее мятежники заявили, что сделают Донецкий госуниверситет филиалом МГУ. В ответ официальный Киев сообщил о переводе ДонГУ в Винницу. До сих пор неясно, в каком количественном и качественном соотношении разделится альма-матер нескольких моих друзей с Донбасса. Но в данном случае это не так важно.
Важно, что если уж делят вузы – то все это надолго. Все эти «демилитаризованные зоны», «демаркационные линии» и прочее – это границы де-факто, пусть и не признанные на высоком политическом уровне даже самой же Россией. Лично я впервые это ощутил, когда 26 августа стало известно, что российские специалисты готовят «учебник по истории Новороссии». Тогда мне не хотелось писать об этих своих ощущениях; нынче придется.
Внимательные наблюдатели вспомнят, что о таком учебнике еще в июле заявлял небезызвестный Олег Царев. Но Царев – он Царев и есть (в частности, сей персонаж обещал, что данные учебники будут готовы уже к 1 сентября, чего быть не могло просто технически). А вот августовские заявления, прозвучавшие во время встречи «коллектива авторов РАН» со спикером госдумы Нарышкиным – это уже было серьезно. Опять же, независимо от того, случайно ли эти заявления совпали с уже неприкрытым вводом на украинские территории войск РФ и поражением украинцев в «Иловайском котле».
Я могу себе представить эти учебники. Прямо сейчас передо мной лежат два российских школьных учебника по истории за 6-7 класс. Написанный в 1998 весьма противоречив. В разделе об объединении княжеств под владычеством Москвы прямо говорится о войнах между этими княжествами – а не каком-то там добровольном процессе – но результаты видятся больше позитивными, чем наоборот; Золотая Орда обвиняется в разрыве однозначно позитивных связей России с Европой; о легендарной «шапке Мономаха» специально упомянуто, что ее дарил великому князю московскому хан Узбек, а византийцы ни при чем. И так далее.
В учебнике нынешних дней все однозначнее. Ничего лишнего ни о шапках, ни о благе связей с Европой, ни о прочих символических вещах. Критика прошлого позволяется, но постольку, поскольку школьник твердо понимает: все это было давно. А нынче реальность другая, куда приятнее. Прямо квинтэссенция идеи прогресса.
То есть понятно: в учебнике для «Новороссии» будет сугубо героическое прошлое, и опять же сугубая дружба с Россией. При этом есть сильное подозрение, что готовящийся учебник о шестидесяти листах (как обещают в РАН) – лишь первая ласточка. Важнейшим историческим мифом «Новороссии», как бы она ни называлась и сколько бы ей ни было отпущено времени, станет «героическая» война с жестокой Украиной. Это будет что-то вроде учебников об однозначно жестоких немцах и однозначно святых «наших», которые мое поколение тоже еще успело почитать.
Справедливости ради надо сказать, что в Украине тоже были аналогичные подходы. Особенно в начале девяностых. Все то же мое поколение еще помнит эти плохо напечатанные учебники, где восхвалялась – именно восхвалялась – деятельность Украинской повстанческой армии. Вопреки распространенному уже в новом столетии мифу, при президентстве Ющенко большинство учебников были на этот счет куда объективнее, чем многие учебники и пособники при президентстве Кравчука.
Донбасс, правда, по тем учебникам не учился никогда. Но теперь самооправдывается: мы-де лишь восстанавливаем «историческую справедливость», искаженную «проклятыми бандеровцами». А в таком святом деле не грех и приврать... Вообще, как и большевики начала 1920-х, нынешние «народные республики» очень хорошо понимают роль памятников – и буквально, гранитных, и в переносном смысле, напечатанных.
А с другой стороны, сегодняшняя Украина тоже начала все это понимать. Сломать памятник Ленину, конечно, легче, чем выбить из родного Минобразования новый учебник. Но все равно эти учебники – будут, и будут они ура-ура-патриотичными. Такова неумолимая логика событий. Будут ли они качественными – другой вопрос (в конце концов, какой продукт российские академики вручат «новороссам», пока тоже неясно). Но они будут, потому что «непредвзятые дискуссии» о давно уж покойных Бандере и Сталине все же возможны, а вот о войне, произошедшей буквально вчера – еще нет.
Раскол Украины готовила пропаганда, реализовывали танки и «Грады», но закрепит этот раскол образование. Если так и произойдет, то мои дети даже не будут врагами детей моих одногодок из Горловки или Тельманово. Все будет хуже: они друг друга просто не поймут.
Хорошо ли это? Нет. Надо ли отдавать себе отчет в вероятности этого? Да.