Итак, каковы задачи стоят перед Украиной на оккупированных Россией территориях в сфере информационной политики? Во-первых, это сохранение украинской национальной идентичности у населения ОРДЛО и Крыма. Во-вторых, нейтрализация российской пропаганды и антиукраинских фейков. В-третьих, решая две первые задачи, не превратить украинские СМИ в их российские аналоги, где ложь и шовинизм превалируют над здравым смыслом.Надежда на то, что общенациональные украинские СМИ смогут решить эти задача, является опасной иллюзией. Более того, можно утверждать, что их вещание за зону размежевания является даже контрпродуктивным. Согласно теории «селективного воздействия» («Theory of Selective Influence»), собственные убеждения человека и настрой окружения оказываются сильнее, чем влияние СМИ. В случае ОРДЛО это означает, что контент свободных украинских СМИ (по сравнению с российскими и «сепаратистскими») делает еще более пророссийски настроенными тех украинцев, у которых уже были пророссийские убеждения. Тогда как для проукраински настроенных жителей свободный контент (перипетии политической борьбы, факты коррупции, социальные болезни), скорее дезориентирует и порождает разочарование. Ведь даже внутри страны доверие к украинским телеканалам снижается: с 50% в 2015 г. до 40,4% в 2016 г. (социсследование «Как российская пропаганда влияет на общественное мнение в Украине», КМИС, 3-12 декабря 2016 г.).
В ОРДЛО срабатывает и другой психологический феномен: человек считает СМИ «другой стороны» необъективным. Особенно хорошо это видно на территории Донбасса по обе стороны от линии размежевания. Социсследование КМИС «Противодействие российской пропаганде в регионе конфликта» (20 мая — 2 июня 2015 г.) показало, что жители подконтрольных Украине территорий считают украинские источники в целом скорее правдивыми, а российские — предвзятыми и необъективными. А жители «ЛНР» и «ДНР» придерживаются противоположной точки зрения, соглашаясь с предлагаемой российскими каналами подачей: сепаратистские группировки называются «ополчением», украинская армия «карателями» и т.п.
Какая ситуация с телевещанием на оккупированных территориях? Согласно пиплометрической панели Nielsen, доля украинских каналов на территории Донбасса начала резко снижаться с апреля 2014 г., при этом стремительно росла доля «Других» телеканалов, в основном за счет российских. В 2014 году на «Другие» телеканалы приходилось 32,7% смотрения в Луганской и Донецкой областях по сравнению с 10,6% в остальной Украине. В 2015 году это соотношение стало 53,3% к 11,7%. В 2018 году в ОРДЛО 92% телевизионного смотрения приходилось на «Другие» телеканалы. Соответственно, оставшиеся 8% — это все украинские телеканалы вместе взятые (см. табл.).
Эта картина подтверждается и данными, обнародованными в июне 2016 года ОТТ-оператором «Ланет», по смотрению телеканалов его абонентами. В ОРДЛО украинские телеканалы смотрят 4,06%. Примечательно, что украинский канал-лидер по смотрению в ОРДЛО — «112», с отрывом более, чем вдвое, от телеканала «1+1». Доля «112» — 0,2865%, «1+1» — 0,1164%, СТБ — 0,0739%, а ICTV — 0,0933% (стоит отметить, что данные о смотрении ТРК «Украина» отсутствуют).
Что касается Крыма, то картина еще печальнее: по данным «Ланета», украинские телеканалы смотрят 0,53% телезрителей. Согласно данным «Ланет», лидером смотрения в Крыму также является телеканал «112». Его смотрение — 0,5622%, для сравнения у «1+1» — 0,2107%, у СТБ — 0,2357%, у ICTV — 0,1358%. Отрыв «112» канала от ближайшего конкурента составляет 2,5 раза. Отметим, что пиплометрическая панель Nielsen была демонтирована в Крыму еще в 2014 году.
При интерпретации этих данных нужно принять во внимание особенность региональной идентичности на Донбассе. В 2012 г. сравнительный анализ днепропетровской и донецкой идентичностей показал, что в первой были сильны элементы украинской национальной идентичности, а во второй — советской/постсоветской идентичности (см. «ФПГ і територіальні ідентичності в індустріально розвинутих регіонах», Головко В., Українські фінансово-промислові групи в модернізаційних процесах 1991-2009 рр. Київ, 2012. С.340-371). События 2014 г. подтвердили этот вывод.
И сегодня телеканалы «Интер», «Украина», «112», NewsOne, которые более популярны в ОРДЛО, транслируют как раз советскую/постсоветскую идентичность, как показывает анализ их эфира. В то же время, как телеканалы 1+1, СТБ, ICTV, Новый канал, транслирующие в большей степени украинский идеологический дискурс, менее востребованы. Донетчане не только больше смотрят пост-советские и российские СМИ, но и больше доверяют им (социсследование «Отношение населения к СМИ и потребления различных типов СМИ в 2017 году», социологическая компания InMind).
Сделаем линейный прогноз развития ситуации. Российское телевидение, скорее всего, продолжит господдержку дистрибуции своих телеканалов, как на оккупированные украинские территории, так и на «большую» Украину. В последнем случае вроде бы наблюдается нисходящая тенденция. В 2018 году спутник является основным техническим способом доступа для 69% украинцев, смотрящих российские телеканалы. Для сравнения, в декабре 2016 года на этот способ смотрения российских телеканалов указали 79%. В то же время, обратим внимание, что спутниковый оператор «НТВ-плюс», входящий в холдинг «Газпром-медиа», начал с 9 апреля вещать в Грузии под брендом NTV PLUS. Компания планирует получить до конца года не менее 30 тыс. грузинских абонентов (при этом считается, что 200 тыс. пользуются пакетом «НТВ-плюс» по «серым схемам»). При этом «НТВ-плюс» заявляют планы продолжить экспансию на постсоветском пространстве, среди них наверняка будет и стратегия обхода украинских санкций.
На сегодняшний день украинское государство предпринимает попытки восстановить эфирное теле- и радиовещание на временно оккупированных территориях. Параллельно предпринимаются другие попытки наладить идеологическое воздействие на жителей ОРДЛО и Крыма через средства массовой информации. 16 ноября 2017 г. в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №7299 «О внесении изменений в Закон Украины "О телевидении и радиовещании" относительно информационной безопасности и противодействия пропаганде государства-агрессора». Его цель — предоставить Министерству информационной политики право заказывать телерадиокомпаниям производство контрпропагандистских программ для распространения на временно оккупированных территориях Украины. О том, что нужно создавать качественный специфический контент для неподконтрольных территорий, говорила, в частности, заместитель министра информационной политики Эмине Джапарова.
Как мы видим из приведенного анализа, закодируют спутниковый сигнал украинские коммерческие телеканалы или нет, не имеет влияния на ситуацию в ОРДЛО. Для этой цели необходимо более эффективно использовать украинские общественные СМИ, которые будут вещать о позитивных изменениях в стране для тех, кто придерживается проукраинской позиции, вынося за скобки проблемные аспекты, присущие нынешней Украине, как, впрочем, и любому демократическому государству. Об этом должна вестись дискуссия. И здесь, как раз, будет нужна поддержка со стороны коммерческих вещателей. Общественные СМИ, ориентированные на зону ОРДЛО, не могут круглые сутки, 24/7 крутить только лишь пропагандистскую информацию. Такой подход — это вчерашний день.