"Фрэнсис ХА" – это не мелодрама, драма или комедия (хотя смешны моменты здесь есть). "Фрэнсис ХА" – это фильм-биография о симпатичной девушке, жительнице Нью-Йорка, которая в свои 27 ведет себя так, как будто только закончила колледж, а не исключено - и не закончила вовсе.
Она веселая, безответственная и наивная девушка, довольно симпатичная и интересная, хотя ей, впрочем, не важно, что о ней думают другие, особенно парни. Она все еще живет в своих мечтах.
Что для нее гораздо важнее, так это ее подруга София, которую она любит больше всего и кажется, что вся жизнь для нее крутиться вокруг этих отношений, ведь они с детства вместе. Но София взрослеет раньше и жизнь разводит подруг по разным направлениям. И вот тут Фрэнсис прийдется в экстренном режиме пройти “курс обучения” взрослой жизни.
Фильм имеет свой уникальный стиль, свою атмосферу. Ч/б картинка, великолепный кастинг, юмористический и немного саркастический характер повествования.
Пожалуй, самое запоминающиеся и смешное в фильме, это сама Фрэнсис (Грета Гервиг, чья карьера достаточно недавно заслуженно пошла стремительно вверх), которая великолепно вжилась в образ своей героини.
В фильме нет начала, кульминации, концовки и, тем более, морали. В нем просто есть Фрэнсис и ее отрезок жизни, который нам успевает показать Ноа Баумбах. В этот отрезок мы успеваем увидеть как она взрослеет, меняется и к чему приходит. Как по мне, на данный момент Баумбах снял свой лучший фильм.
Казаков Юрий
Квартира как способ бытия
Френсис – девушка из Нью-Йорка, которая учится на танцовщицу. Она не имеет собственной квартиры и весь сюжет выстраивается именно вокруг этого ее квартирного вопроса. Фабула картины: мы есть то, где мы живем.
Когда двадцатисемилетняя Френсис у своего парня, она милая спокойная девица, оказавшись в съемной квартире – бесшабашная подруга Софи, творящей всякие глупости. Расставшись с парнем и подругой, Френсис переезжает к двум парням-обалдуям. Живя у них в квартире, она заражается вирусом «несвидабельности» и превращается в неряшливую холостячку.
Случайным образом она переезжает на выходные в пустую квартиру в Париже. Примерно так она себя там и чувствует – неуютно и чуждо. Приезжая в родительский дом – Френсис прилежная девочка; живя в школьном общежитии – оборачивается в растерянную девочку, какой, наверное, и была в детстве. В итоге она возвращается в первую квартиру, но уже пройдя путь от плохой танцовщицы с нестабильным материальным положением к обеспеченному хореографу-постановщику.
Жизнь как круговорот квартир – не самый популярный сюжет в современном кинематографе, однако нельзя не вспомнить картину «Он умер с фалафелем в руке» (1991). Слоган фильма говорит обо всем: некоторые люди готовы делать что угодно, лишь бы не платить за аренду. Правды ради, стоит отметить, что в этом фильме герои вовсе не менялись внутри, меняя лишь оболочку. Альбинос, загорающий при луне, писатель, гоняющийся за потоком сознания вне любых рамок, банковский клерк, живущий в палатке, нацисты, лесбиянки, геи, истеричные актрисы, язычники, плохие копы, плохие хозяева жилищ, такие же бандиты.
Никто совсем не меняется, поэтому практически любую квартиру за определенное количество времени они способны превратить в привычное для себе болотце обыденности, ссор и бессмыслиц, из которых получаются выдающиеся цитаты постмодернистской культуры.
Френсис же глубже, она как зеркало – отражает ту среду, в которой оказывается. Она рефлексирует и хочет меняться, ищет выходы и пути к другим людям.
Операторская работа расслабляет, а черно-белая картинка убаюкивает. Фильм легко и приятно смотреть, впрочем, наверное, как и забыть его через некоторое время, как героиня забывает свои предыдущие квартиры.
Максим Миклин,
Школа кинокритиков ОМКФ