19 июля в рамках образовательного проекта 4-го ОМКФ состоялся круглый стол по итогам работы Школы кинокритиков «Актуальность и необходимость формирования критического кинообразования в разрезе кинофестиваля. Перспективы и результаты».
Участники круглого стола
В своем выступлении Йен Смит сравнил работу образовательной секции ОМКФ этого и предыдущего года, поскольку уже во второй раз преподает молодым украинским критикам. Мистер Смит отметил высокий уровень профессиональной подготовки слушателей этого года, также - необходимость проведения международных кинофестивалей и участия в их работе начинающих кинокритиков: «это позволяет не только посмотреть кино, но и обменяться опытом среди пишущих о кино». Журналист отметил, что критики могут качественно изменить состояние современной культуры.
Йен Смит
В своем выступлении известный украинский критик Игорь Грабович поделился со слушателями Школы своим наблюдением, что у кинокритиков есть два отношения к кино: прокурорское, когда критик является воплощением системы правил и пытается все время найти изъяны в ленте и адвокатское, которое заставляет его постоянно оправдывать ту или иную работу. В своей работе он предпочитает использовать второй принцип, понимая, что у любого фильма есть не только некий смысл, но и автор, который вкладывает его в фильм.
По словам Грабовича, раньше кинематограф больше ценился, поскольку выбор был ограничен. В современной ситуации широкого выбора на первый план всегда выходит кинокритик, который способен делиться своими мыслями с точки зрения комментатора, профессионала в сфере кино или блогера - в зависимости от желания. Киношкола ОМКФ является своего рода точкой встречи кинопроцесса и критики, когда может возникнуть третий результат – написанный текст. Кинокритик также отметил роль Интернета в работе современного критика. Благодаря интерактивности, когда автор сразу может получить отзыв на свой материал, его работа постоянно совершенствуется.
Игорь Грабович
Гость из Москвы – культовый кинокритик и киновед Кирилл Разлогов – прокомментировал ситуацию современной подготовки специалистов в этой сфере деятельности в России. Кинокритики, по его мнению, занимаются описанием и анализом фильмов, а журналист – их комментарием. Он указал на непосредственную связь киноведения и кинокритики, а также поделился авторским методом подготовки кинокритиков в вузе. На первом курсе он учит студентов писать аннотации, синопсисы к фильмам, содержание, небольшие рецензии, тексты по различным компонентам фильмов. На втором – обзоры, интервью, рассматривает с ними специфику работы кинокритика на ТВ. На третьем и четвертом году обучения его студенты применяют киноведческое образование в редактировании сценариев фильмов, внедряя критиков в производственный кинопроцесс.
Разлогов обозначил ценность Интернета для современных кинокритиков тем, что здесь они могут узнать мнение о той или иной картине как профессиональных кинокритиков, так и любителей. В связи с развитием фестивального движения в мире, по мнению Разлогова, спрос на кинокритиков есть и будет.
Кирилл Разлогов
Представитель Фонда Рината Ахметова Татьяна Трегобчук прокомментировала, что поддержка Школы кинокритиков является одной из тех инициатив, которые поддерживает Фонд в области киноискусства. Директор департамента внешних связей Фонда отметила, что работу образовательных программ они всегда рады поддерживать, поскольку это незаменимая часть развития общества.
Татьяна Трегобчук
Председатель союза кинематографистов Украины Сергей Трымбач посоветовал молодым коллегам быть не только синемафилами, но и графоманами в лучшем смысле этого слова - людьми, которые в самом деле любят писать. Тенденция, которая существует сегодня в этой области – многие кинокритики не имеют специального киноведческого образования, что иногда затрудняет критический процесс познания фильма. Особую роль в подготовке специалистов в этой области, по словам Трымбача, стоит также уделить более углубленному изучению литературы и медиа еще со школы. Трымбач пообещал, что Союз кинематографистов Укрины будет всячески поддерживать деятельность Школы кинокритиков ОМКФ, поскольку фестиваль сам по себе является прекрасной образовательной платформой.
Сергей Трымбач
Дина Колос,
Школа кинокритиков ОМКФ