Чтобы “эти русские” его не настигли, президент пытается скрыться в доме простых грузин: в простой семье, которая по вечерам смотрит реалити-шоу (съемки этого реалити-шоу - параллельная линия в пьесе), проститутке, сумасшедшему с собакой (в английском варианте он говорит с ирландским акцентом) и так далее. Никто его к себе впускать не хочет (кроме собачника, но президент не хочет там оставаться).
В итоге, становясь все абсурднее, президент проходит все круги своего ада и добирается на самое дно - на студию, где снимается реалити-шоу. Грань между реальностью и вымыслом стирается окончательно и начинаешь подозревать, не перепил ли президент своих чудо-таблеток и не привиделось ему все это: российская интервенция, собственные рейтинги и преследование русскими солдатами и шпионами. “Это правда, я это своими глазами по телеку видел!”, в один прекрасный момент восклицает президент.
“Чтобы проверить, хороша ли пьеса, нужно прочитать ее без вникания в материал. Эта пьеса - очень сильная”, - сказал мне после читки британский актер Алан Уильямс. На подготовку к читке актерам было дано 2 дня, естественно, они не успели разобраться в перипетиях грузинской внутренней политики образца 2008 года.
Но пьеса сработала - британцам очень понравилось. Грузинам, приехавшим в Лондон, понравилось еще больше - было очень интересно наблюдать, в каких моментах они смеялись больше других и друг-друга подталкивали: смотри, мол, точно как.
Еще один важный нюанс: роль президента читал актер Тоби Джонс. Он играл Перси Аллелайна в “Шпион, выйди вон!” и еще в куче отличных британских фильмов. Конечно, Джонс ни на йоту не похож на президента Грузии (на Саакашвили или кого бы то ни было другого), но он безумно талантливый - не в последнюю очередь благодаря этому пьеса смогла “выстрелить”.
Читка в Ройал-Корте выглядит немного не так, как привык киевский зритель. Из-за того, что даже на малой сцене (которая находится на самом верхнем этаже здания, нужно проделать настоящее восхождение к искусству, прямо целая духовная практика на лестнице) много места для актеров, они двигаются, переставляют стулья, пересаживаются в зависимости от сцен - в машине, в квартирах, на реалити-шоу. Получается практически настоящий спектакль, только без декораций и с текстами пьесы в руках актеров. Впрочем, представить себе сценографию, в которой “Президент пришел в гости” смотрелся бы адекватнее, чем вчера в Ройал-Корт, очень сложно.
Лаша Бугадзе (не без помощи самого Royal Court) написал универсальный текст о политике и двойном дне реальной жизни. В каком-то смысле всем близка мысль о том, что их президенты или премьер-министры - страшные невротики, и только их психическими расстройствами можно объяснить то, что они делают. Британцы превосходно его прочитали. Лучшей рекламы для драматурга и не найти. Если украинские пьесы будут прочитаны с таким же успехом, не начать ставить их на украинских же подмостках будет смертным грехом номер 1.
Но - всему свое время. Сегодня в Royal Court дают спектакль “Время жатвы” по пьесе польского драматурга Анны Вакулик, написанной в рамках аналогичной программы.
To be continued.
Благодарим за организацию поездки на читки Royal Court British Council Украина.