2016: от снижения инвестиций перейти к политике форсированных инвестиций

Всё больше убеждаюсь со своими коллегами в том, что деньги у нас в стране усилиями правительства и Верховной Рады оторвались от реальной экономики. О чем убедительно свидетельствует принятый сегодня ночью ВРУ Закон «О государственном бюджете Украины на 2016 год». Поэтому полностью согласен с теми экспертами, которые фактически ставят вопрос о новых современных деньгах.

Фото: EPA/UPG

Действительно, во что сегодня в Украине при почти 50% инфляции в уходящем году инвестировать с целью сохранения своих финансовых сбережений? Ведь все валюты стали вдруг нестабильными. В золото? Увы, не получится. Золота слишком мало. Остается единственное - объявлять следующий 2016 год годом рынка совместного инвестирования, развивать паевые и корпоративные инвестиционные фонды, которые и должны поддержать точки роста в реальном секторе экономики Украины. Судите сами, уже пару лет назад как закончился период восстановительного роста экономики, который во многом основывался на том, что были производственные мощности и недоиспользованная рабочая сила, а также глобальный спрос позволял эти мощности и резервы задействовать, увеличивая объемы производства. Плюс до начала второго квартала 2014 года был еще слабый рост розничного кредитования, что позволяло поддерживать повышение примерно на уровне 2% - 3% розничный товарооборот. Но и то, и другое имеет, особенно теперь в уходящем 2015 году свои пределы.

Сейчас настала такая ситуация, когда только инвестиции, инвестиционный тип подъема украинской экономики могут справиться с выполнением первоочередных задач, а именно не допустить падения ВВП Украины до 12%, как к концу этого 2015 года. И к этому торговля, прежде всего торговля международная, с вступлением Украины в ЗСТ с Евросоюзом с начала 2016 года должна стать одним из самых доступных и эффективных инструментов экономического оздоровления, которое нам всем ох как нужно.

Например, по оценкам ведущих экспертов 1% прироста внешней торговли может дать до 1,5% - 2% роста ВВП страны и доходов граждан. А через рыночные механизмы торговля с Западом будет увеличивать для нас выбор, и способствовать повышению качества производства, сохранению природных ресурсов и, в конечном счете, выравниванию относительного богатства нации. В результате и люди, и предприятия будут стремиться совершенствовать свою деятельность, эффективно используя ресурсы.

Вот для чего нам нужно развивать торговлю с ЕС и улучшать инвестиционный климат. В тоже время активно совершенствовать меры финансового регулирования, как неотъемлемой части построения коллективной системы инвестиционных, экономических и торговых отношений, которая должна связать, например, банковский сектор с инвестициями в развитие украинского аграрного рынка. А для этого важно, чтобы соблюдался правильный баланс между фискальной и монетарной политикой в следующем 2016 году на базе принятых вчера изменений к Налоговому кодексу.

Также важно видеть и понимать, что делают наши европейские соседи. Стремиться внедрять универсальные меры регулирования торговли в Украине, т.е. гармонизировать наши торгово-экономические отношения независимо от того в какой юрисдикции работают украинские компании. Учитывая, безусловно, особенности нашего национального налогообложения и особенности организации бизнеса и торговли в различных странах Евросоюза. Эти задачи трудные, но вполне выполнимые. Но что при этом беспокоит инвесторов из ЕС и США – это неопределенность. Что еще? Снижение объемов кредитования в украинскую экономику.

Как мы ответим на эти вызовы? Думаю, нельзя расслабляться и продолжать проводить неэффективную денежно-кредитную политику, нельзя увеличивать налоговое давление на бизнес. В этой связи мой первый вывод таков - нельзя и дальше перекладывать ответственность и финансовые последствия за экономический кризис с банков, которые собственно и спровоцировали этот кризис, на малый бизнес и рядовых граждан. Второй вывод. Жизнь, наконец-то, заставила наших политиков говорить о необходимости реального, т.е. не на словах, а на деле проведения реформ и реиндустриализации. Третий вывод. В период кризисных явлений надо активно инвестировать в инфраструктуру. Для Украины с её уникальным геополитическим положением это особенно важно. Всё это надо рассматривать в комплексе: транспортную инфраструктуру и энергетическую инфраструктуру, инфраструктуру образования и инфраструктуру национальной культуры. В том числе инвестиции в публичную инфраструктуру, а именно в ЖКХ и в здравоохранение, что, по сути, являются поощряемыми и защищаемыми государством.

Мы также с 2016 года должны стать для Запада источником квалифицированных специалистов и одновременно большой производственной площадкой. Но всё это возможно только в том случае, если будет присутствовать соответствующая инфраструктура. И, конечно, нам нужно более активное сотрудничество со странами ЕС для того, чтобы обеспечить долгосрочный рост всех экономик. Чтобы государственные организации и бизнес вместе работали над выполнением единой задачи по защите наших рынков от будущих кризисов.

Но что мы видим в сегодняшних реалиях? Так, в прошлую пятницу 18 декабря в студии С.Шустера горькую правду о правительстве говорила Ю.Тимошенко, без эмоций, а лишь с убийственными цифрами и фактами. Думаю, репутация Кабмина окончательно потеряна. Что делать? Для меня, как и для многих предпринимателей, ответ очевиден: если мы хотим в 2016 году выйти из стагнации и рецессии, надо изменить экономическую политику Кабмина А.Яценюка. От политики снижения инвестиций надо перейти к политике форсированных инвестиций. Чтобы перейти к политике форсированных инвестиций, необходимо снизить инфляцию, налоговое давление на бизнес и учетную ставку НБУ. Это нельзя поручать А.Яценюку, В.Гонтаревой и Н.Яресько, они просто не способны это сделать по определению. Это мы уже хорошо знаем.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram