ГоловнаБлогиБлог Олега Батурина

​Таллиннский кинофестиваль: На обратной стороне Луны

Международные кинофестивали все чаще отходят от радикальных киноэкспериментов, отдавая предпочтения жанровым авторским фильмам. Не остался в стороне от этих тенденций ХХ Таллиннский международный кинофестиваль «Тёмные ночи» (PÖFF).

Фото: Предоставлено пресс-службой кинофестиваля PÖFF

“Молимся за всех кинорежиссеров, музыкантов, художников, актеров и всех остальных духовных и одухотворенных людей, в чьем творчестве есть искра Божья», - звучат слова молитвы в католическом Соборе Петра и Павла, расположенном в Старом городе Таллинна. Несмотря на то, что католицизм является далеко не самой распространенной религией в Эстонии, именно этот храм был выбран для проведения экуменического концерта-молебна в рамках PÖFF. Как и на некоторых других кинофестивалях, фильмы «Темных ночей» оценивает и экуменическое жюри, состоящее из представителей крупнейших христианских конфессий Эстонии. Их задачей является выбор фильма, наиболее полно отражающего христианские, общечеловеческие, традиционные ценности и святость жизни.

Таким фильмом в этом году был назван «Мрачное счастье»  (Finsteres Glück) швейцарского режиссера Штефана Хаупта, чьи прежние документальные и игровые работы имели успех на Берлинале и других фестивалях. В центре его новой картины — трогательные и непростые взаимоотношения больничного психолога с 8-летним мальчиком, чьи родители погибли в автокатастрофе. Постепенно, встреча за встречей опека над сиротой незаметно начинает влиять на жизнь самой героини, не ладящей с мужем и собственной дочерью. По мнению экуменического жюри эта тонкая психологическая драма учит зрителей «замечать через человеческие отношения каждодневные чудеса и действия Бога в повседневности».

Очевидно, далеко не все представленные на «Темных ночах» фильмы могли бы получить такую характеристику от представителей церкви. Тем более, что достаточно радикальные ленты здесь можно увидеть не только в рамках основной программы форума, а и во время показов проходящих под его эгидой суб-фестивалей. К примеру, на Just Film – фестивале детских и юношеских фильмов, программа которого далеко не ограничивается сказками и анимацией для самых маленьких (хотя подобные ленты здесь тоже есть). В этом году тут были, среди прочего, представлены программы документальных фильмов, фильмы про права ребенка и фильмы о науке, часть из которых украсила бы наш Международный фестиваль документального кино про права человека DOCUDAYS. Один из показанных в Таллинне фильмов - «Сны без звезд» (Royahaye dame sobh) иранского режиссера Мердада Оскуея, в конце ноября получивший приз за лучший полнометражный документальный фильм на церемонии «азиатского Оскара» в австралийском Брисбене - Asia Pacific Screen Awards.

Как самому молодому кинофестивалю класса «А» (а этот статус PÖFF получил в 2014 году), да ещё и, фактически, завершающем фестивальный киногод «Темным ночам» приходится непросто с отбором фильмов в оба своих главных конкурса, один из которых конкурс дебютов. Часть картин «уплывает» поскольку их режиссеры или продюсеры отдают предпочтение другим киносмотрам. А часть создателей решают придержать свои работы в надежде попасть в обойму самых топовых фестивалей - в Берлин или Торонто.

Невзирая на это уже который год подряд команде PÖFF удается собрать отличную подборку конкурсных картин, из-за чего Таллинн может посоперничать с Карловыми Варами и Варшавой, не говоря уже о Монреале или Москве. 

Фото: Предоставлено пресс-службой кинофестиваля PÖFF

- Поскольку наш фестиваль был удостоен категории «А», мы действуем в системе регуляций международной киноорганизации FIAPF, центральной идеей которой является то, что все 15 мировых кинофестивалей этой категории должны предложить для ротации самые новые фильмы, самые новые темы и интересные художественные изыскания, как можно больше новых названий, имен и стран. В противном случае в прокат выходили бы лишь фильмы, показанные в Берлине, Каннах, Венеции и Торонто. Премьеры на таких фестивалях для кинематографистов значат даже больше, поскольку именно это помогает их фильму обрести прокатчиков, зрителей. Словом, дает фильму жизнь. Это интересный вызов и возможности, которые кинофестиваль «Темные ночи» и ранее, будучи фестивалем евразийским, по существу предлагал авторам уже долгое время. Поскольку наш фестиваль из года в год обретал все более серьезную репутацию в мировом масштабе, то в основном конкурсе в этот раз - самое новое кино, новее, чего когда-либо ранее. И нам очень приятно, что художественный уровень представленных работ примечательно сравнялся по высоте. Все они - сильные картины зрелых режиссеров, - прокомментировала директор и руководитель группы программных отборщиков фестиваля «Темные ночи» Тийна Локк.

Магия тихого сердца

Наибольшей популярностью у зрителей PÖFF пользуются комедии и российские фильмы. К примеру, в считанные часы после старта продаж были раскуплены все билеты на показы «Дамы Пик» Павла Лунгина — участника главной международной конкурсной программы. Интерес публики к фильмам из РФ понятен: в Таллинне проживает довольно многочисленная российская диаспора. К тому же, и снабженных русскими субтитрами картин из других стран в программе фестиваля можно встретить совсем немного.

Вряд ли стоит объяснять и любовь зрителей к комедиям — достаточно редкому жанру не только на фестивальных, но и на обычных экранах. В этом году в Таллинне даже отказались от отдельной программы комедийных фильмов «Витаминка от PÖFF»: во-первых, собрать ее оказалось, судя по всему, непростой задачей, а во-вторых, организаторы попытались привлечь внимание зрителей к другим картинам и другим жанрам. Ставка же Таллиннского кинофестиваля на жанровые, «зрительские» ленты далеко не уникальна: ныне это тренд практически всех мировых киносмотров. «Доступное» зрителю кино не только все чаще присутствует в наиболее радикальных секциях Берлинского или Каннского кинофестивалей, но и занимает в последнее время в них лидирующие позиции.

При этом «народные» фильмы по своему визуальному решению нередко ничем не отличаются от высоколобых артхаусных проектов. Яркий тому пример — имеющая оглушительный успех у публики комедия «Я не мадам Бовари» Фэн Сяогана. Яркая сатира на существующую между городом и деревней ментальную пропасть, а также на семейные интриги с фиктивным разводом и бюрократизм китайских чиновников своим художественным решением напомнил довольно радикальный мексиканский «Люцифер», участвовавший в главном конкурсе «Темных ночей» пару лет тому назад. Обе картины имеют крайне необычный круглый формат кадра: напоминающий магический шар в «Люцифере» и отсылающий к классическим китайским шелковым полотнам династии Сун в «Я не мадам Бовари». Причем, этот эксперимент у Фэн Сяогана вышел намного ярче и убедительнее, чем у мексиканского коллеги.

В том, что на перспективы успеха у зрителей обращают внимание составители тех или иных кинофестивальных программ свидетельствует также название главной награды, полученной украинско-словацким проектом «Межа» Петера Бебьяка в профессиональной секции конкурса Work in Progress в рамках Industry@Tallinn & Baltic Event. Не случайно основной приз в ней присуждается проекту фильма, который «успешно объединяет в себе творческий и коммерческий потенциал».

О болезненной теме лирическим и при этом общепонятным языком решили заговорить со зрителем авторы испанского конкурсного фильма «Рядом с твоим домом» (Cerca De Tu Casa). Эта картина повествует о драматическом последствии сильнейшего экономического кризиса в Испании, во время которого попавшие в тяжелое положение семьи под давлением банков, судебных и правоохранительных органов стали массово оказываться на улице без малейших средств к существованию. В прямом смысле слова вычеркнутыми из жизни. Подобные истории уже не раз становились темами европейских картин, но особенностью фильма Эдуардо Кортеса стало то, что он сделан в жанре оперетты. И в отличие от «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера буквально в каждом своем кадре — с самого начала и до финальных титров - дарит зрителям надежду. Фильм также открыл новую звезду испанского кино — Сильвию Перес Круз.

- Когда я задумал этот фильм, мне хотелось сделать его не таким, как обычно, - говорит Эдуардо Кортес. - Я довольно долго искал нужную мне интонацию, пока однажды в одном из баров не услышал выступление певицы Сильвии Перес Круз. Ее голос и энергетика меня настолько зацепили, что я решил пригласить ее поучаствовать в съемках. И в результате она не только сыграла главную — дебютную — роль в «Рядом с твоим домом», но и выступила автором всех прозвучавших в фильме песен.

В конкурсе же дебютов в один ряд с испанским фильмом можно поставить ливано-французского «Странника»  (Le Voyageur) известного своими документальными лентами о жизни американцев Хади Сандура. В «Страннике» Сандур также обратился к комедии и драме, чтобы раскрыть тему взросления уже зрелого человека-ливанца, приехавшего в Париж. Что особенно актуально в контексте непростой как для Франции, так и Европы в целом темы мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока.

- Когда режиссер фильма предложил этот проект нам, мы были тронуты его желанием показать зрителям ливанскую культуру, не затрагивая тему войны и вооруженных конфликтов. Нам показалось, что эта история предлагает посмотреть на жизнь обычного человека из маленького ливанского городка под совершенно другим углом , - объясняет продюсер картины Стивен Ли Мраович.

В совершенно другом жанре, жанре антиутопии подошел к теме мигрантов режиссер-дебютант из Италии Стефано Аматуччи. Его «Каина» создает параллельный мир, возникший в одном из популярных среди туристов прибрежных городков, на пляжи которого каждую ночь прибивает волнами сотни трупов беженцев. Обеспокоенные местные власти создают бездушное коммунальное предприятие по очистке от них и от всего, что может ранить нежную душу приезжих отдыхающих побережья. Его работа идет хорошо, пока на этой фабрике «очистки от смерти» не появляется работник-мусульманин, едва выживший в изнурительной дороге в долгожданный европейский рай.

Еще одна антиутопия в основном конкурсе - «Белый король» (The White King) Алекса Хелфрехта и Йорга Титтела (Великобритания) — также представляет собой авторское кино с немалым коммерческим потенциалом. Кроме того, она имеет все шансы на определенный успех в Украине и других пост-советских странах. Поскольку общество будущего, показанное в фильме уж очень напоминает одновременно и Советский Союз и современную Россию, где всех заставляют ходить строем, петь ежедневные осанны «самой справедливой в мире стране» и где точно так же время от времени появляются несогласные с этим диссиденты, стремящиеся к личной и всеобщей свободе.

Единственный радикальный взгляд на происходящие в современной Европе процессы представлен в греческом фильме «Линии» (Grammes) Василиса Мазоменоса. При этом ЕС в нем представлен как источник всех мировых бед, и именно Греция играет ведущую роль колыбели всей западной культуры. Последствия же травм в европейском обществе очень тонко исследует Флориан Хоффмайстер в одной из сильнейших картин «Темных ночей» - «Неимущие» (Die Habenichtse). Известный оператор («Глубокое синее море», «Мордекай» и другие) в своем втором черно-белом магическом фильме снятом в качестве режиссера показывает взаимоотношения между близкими людьми после того как в теракте погиб их лучший друг.

- Я не заинтересован в реализме, - отметил Флориан Хоффмайстер. - Если вы хотите видеть, какая есть жизнь на самом деле, вам достаточно спуститься вниз, открыть дверь и выглянуть на улицу. Я же, когда иду в кино, жду, чтобы оно менял мое восприятие реальности, помогало совершенно по-другому смотреть на привычные вещи.

Еще одна жемчужина конкурсной программы PÖFF — израильское «Тихое сердце» (A Quiet Heart) Эйтан Аннер, уже получившее приз за лучший сценарий на кинофестивале в Хайфе. Фильм о закрытости ультра-ортодоксальной громады в одном из районов Иерусалима, отсутствии в нем толерантности к «другим», враждебности и агрессии. Героиня Ани Букштейн («Игра престолов») Наоми - пианистка, решившая переехать из Тель-Авива, чтобы переосмыслить свою жизнь после провала на престижном музыкальном конкурсе. Однако попадает в еще более более беспощадный мир, в общество, открыто объявившее ей войну. Найти в себе новые силы ей удается благодаря молчаливому соседскому мальчику из православной семьи, привыкшему выражать себя исключительно игрой на пианино, а также увлеченного органом монаха Фабрицио из католического храма. Взаимное притяжение между Наоми и Фабрицио разыгрывается в серии интимных, но при этом целомудренных дуэтов, позволяющих постепенно разрушить стену ненависти. Этот фильм впечатлил членов международного жюри, и они присудили «Тихому сердцу» гран-при с формулировкой «За вдохновляющее путешествие навстречу отваге и надежде».

Увы, осталась без наград тонкая французская картина “Paris la Blanche” Лидии Терки. Героиня этой гипнотической ленты в свои 70 лет приезжает из Алжира во Францию, чтобы в большом городе найти своего мужа. Последний 40 лет назад уехал на заработки и исчез, хотя и регулярно отправлял деньги своей семье. Режиссер-документалист Терки в своем дебютном игровом фильме рассказала простую и понятную историю о людях, которые сталкиваются с актуальными для всей современной Европы проблемах.

Взаимоотношения между мужчинами и женщинами стали темой фильмов из разных концов планеты. В «Молчаливом зеркале» (Suave el aliento) Августо Сандино из Колумбии представлен портрет одной семьи в виде лирического исследования поколений. Тогда как получивший ряд призов в Таллинне иранский «Дуэт» (Duet) режиссера-дебютанта Навида Данеша это интересный и необычный взгляд на гендерную политику в исламском обществе сквозь призму взаимоотношений давно разведенной пары, которая случайно встретилась снова.

В отличие от «Дуэта» другая иранская картина в основном конкурсе - «Дыхание» (Nafas) Наргес Абиар разочаровала критиков своей вторичностью. Ее главная героиня — маленькая девочка, глазами которой зритель наблюдает за различными вехами в развитии иранского общества последнего десятилетия. Несмотря на вызывающую симпатию юную героиню и ее семью, этот довольно затянутый фильм блекнет в ряду более ярких иранских картин с детскими персонажами - «Яблоко» Самиры Махмальбаф, «Белый шар» Джафара Панахи и многих других.

Из самой конкурсной программы хотелось бы отметить и замечательную ленту «Тихая мечта» (Chun-mong) Чжана Лу (Китай), открывавшую в этом году Пусанский международный кинофестиваль. Это увлекательная черно-белая драмеди в духе ранних фильмов Джима Джармуша о работающей в баре девушке и ее чудаковатых друзьях, каждый из которых без конца сватается к ней. Присущая «Тихой мечте» атмосфера грез и мечтаний перекликается с другим фильмом из внеконкурсной программы - «Лето прошло» - китайского режиссера Чжанга Далея. Однако выстроенный последним виртуозный и полифоничный киномир отсылает уже не столько к Джармушу, сколько к великому тайваньскому режиссеру Эдварду Янгу. И делает Далея одним из наиболее интересных режиссеров современности.

С оперным размахом сняты конкурсные фильмы на совершенно разные темы — латвийские «Хроники Мелании» (Melanijas Hronika) Виестурса Кайриша о депортации латышей в Сибирь после советской оккупации их республики и «Дама Пик» Павла Лунгина (РФ), представляющая современную трактовку классической оперы Чайковского.

Зритель превыше всего

Среди еще неупомянутых фильмов обоих главных конкурсов «Темных ночей» были итальянские «Семь дней» (Sette Giorni) Роландо Колла — история любви немолодых людей на фоне архаичного итальянского общества. Филиппинский «Договор» (Tuos) Родерика Кабридо — гипнотическая, но довольно вторичная драма о конфликте поколений сквозь призму фольклорных страхов и предрассудков. Австрийский «Дом здесь» (Home is here) Терезы Котык об отсутствии точек соприкосновения между людьми. Индийский «Человек с биноклем» (Antardrishti) Римы Даса — история о старике, наблюдающем за своими родственниками в патриархальной индийской деревне. Фильм-гротеск «Таракан» (El fumigador) чилийцев Эвии и Винко Томичич об отчужденности людей в современном мире. Снятая почти в телевизионном формате история взаимоотношений между мужчинами и женщинами и о роли брака в нынешней Турции - «Свадебный танец» (Kasap Havas) Сигдем Сезгин. Два чисто жанровых фильма — криминальная драма «Красный капитан» (Červený kapitán) Михала Коллара (Чехия — Польша — Словакия) и мистический боевик, снятый под заметным влиянием фильмов категории «В», творчества Роберта Родригеса и Алехандро Хадоровски «Святой мотоциклист» (Reza a Lenda) бразильца Омеро Оливетто. А также трагикомедия «Восточный бизнес» (Idapoolne bisnis) Игоря Кобылянского (Румыния — Молдова — Литва) — роуд-муви о двух гражданах Молдовы, решивших поправить свое незавидное финансовое положение при помощи сомнительных схем и попадающих в разные нелепые ситуации.

- Успех международного конкурса дебютов, впервые состоявшегося в прошлом году, большое количество положительных откликов, как от простых зрителей, так и от кинопрофессионалов, посетивших наш фестиваль, придали нам уверенности продолжать начатое, - отметила Тийна Локк. - В этом году мы продолжаем поиски режиссеров, которым присущи оригинальное кинематографическое визионерство, смелость экспериментировать и иногда делать ошибки. Дебютные фильмы не должны быть безупречными по технике и содержанию, но они должны пленять зрителя интересными историями, вызывать в них желание следить за дальнейшим творчеством режиссера.

Объясняя подход к отбору фильмов в конкурсные программы PÖFF отборщик кинофестиваля Игорь Гуськов отметил, что «Темные ночи» не могли уйти от проблем, стоящих сегодня перед Европой:

- Мы все видим, в какой непростой ситуации оказался не только Евросоюз, но и весь мир, особенно в свете прошедших выборов Президента США. Непростая ситуация сложилась и внутри Франции, где в мае 2017 года состоятся выборы, из-за которых даже на неделю позже перенесли 70-й юбилейный Каннский кинофестиваль: в привычные сроки всей Франции будет не до кино. В контексте всего этого, кстати, далеко не случайной кажется победа на последнем Каннском МКФ фильма Кена Лоуча «Я, Даниэль Блейк». Многие говорили, что это решение жюри было неудачным, а оказалось, что они — как в воду глядели. Потому что «Я, Даниэль Блейк» повествует о проблемах, накопившихся внутри Британии. И дает яркий ответ на вопрос: почему британская глубинка и простые люди голосовали во время Brexit именно так? Потому что они все неудачи в своей стране связывают с недальновидной политикой чиновников из Брюсселя. Хотя пропаганда, безусловно, тоже сыграла свою роль, что на художественном уровне также отображено на экране.

Кроме того, в Каннах было еще два актуальных фильма: «Капитан Фантастик», показывающий полный крах либеральных идей и идей улучшения общества образованием, развитием. Оказалось, что многие жизненные обстоятельства с легкостью побеждают эти все прогрессивные идеи. Другим же важным фильмом, по словам Игоря Гуськова, была картина Дэвида МакКензи “Hell or High Water” об ограблении банка. Оба они на языке жанров - комедии положений как «Капитан Фантастик» и напряженного триллера у МакКензи — внимательному зрителю говорят о состоянии умов в США. У Маккензи это марксистская критика состояния общества в Америке и положения белых людей, выкинутых на обочину жизни и совершенно бесправных, вынужденных брать в руки оружие, чтобы не подыхать в полнейшей нищете. С этой точки зрения программа в Каннах была очень сильной, поскольку представляла попытку художественного осмысления процессов творческими людьми, не вовлеченными в прямую политическую борьбу.

- В Таллинне у нас подход тот же, - констатирует Игорь Гуськов. - Мы хотим, чтобы затрагиваемые авторами проблемы были облечены в доступные и понятные широкой публике жанры и истории, не забывая про авторское начало в раскрытии горячих сюжетов и тем. При этом люди же идут в зал, чтобы на час-другой забыть о том, что в жизни у них нет никакой надежды. Поэтому такой оглушительный успех у развлекательного кино. Не от того, что все хотят петь и танцевать, а от ужаса повседневной жизни. Которая в той же Франции еще и сопряжена с угрозой террористических актов. Не случайно в своем подходе к отбору фильмов мы постарались дать зрителям какую-то эмоциональную защиту от трудностей сегодняшнего дня, дать совершенно новую энергетику и новый подход к осмыслению острейших проблем, перед которыми мы все сегодня оказались.

Фото: Предоставлено пресс-службой кинофестиваля PÖFF

Победители кинофестиваля «Темные ночи»-2016:

Основная конкурсная программа

Гран-при лучшему фильму и 10 000 евро (поровну между режиссером и продюсером)

«Тихое сердце» (Израиль, Эйтан Аннер).

Приз лучшему режиссеру и 5000 евро

Наргес Абиар («Дыхание», Иран)

Приз лучшему оператору

Гинтс Берзиньш («Хроники Мелании», Латвия — Чехия — Финляндия)

Приз за лучший сценарий

«Восточный бизнес» (Игорь Кобылянский, Румыния — Литва — Молдова)

Приз за лучшую мужскую роль

Йон Сапдару и Константин Пушкаш («Восточный бизнес»)

Приз за лучшую женскую роль

Аня Букштейн («Тихое сердце», Израиль)

Приз за лучшую музыку к фильму и 5000 евро на музыкальные лицензии

Сильвия Перес Крус («В открытые двери», Испания)

Конкурс дебютов

Лучшая дебютная картина и 5000 евро (поровну между режиссером и продюсером)

«Дуэт» (режиссер Навид Данеш, Иран)

Особый приз

«Молчаливое зеркало» (Аугусто Сандино, Колумбия)

Особый приз

«Священный байкер» (Омеро Оливетто, Бразилия)

Лучший эстонский фильм и 3200 евро (поровну между режиссером и продюсером)

«Мама» (режиссер Кадри Кыусаар)

Премия FIPRESCI AWARD

«Молчаливое зеркало» (Аугусто Сандино, Колумбия)

Премия NETPAC

“Дуэт» (Навид Данеш, Иран)

Приз зрительских симпатий

«Дама пик» (Павел Лунгин, РФ)

Олег Батурин Олег Батурин , Журналист и кинообозреватель
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram