Главное предназначение которого – борьба с коррупцией в высших эшелонах власти.
Начинать критиковать можно уже сейчас. Впрочем, мы не уставали делать это и ранее, задолго до окончательного выбора кандидатуры.
Можно критиковать слишком жёсткие квалификационные требования к кандидатам, которые сильно урезали возможность прихода в создаваемую структуру человека, имеющего слабые «родственные связи» с украинскими правоохранительными ведомствами или общей системой юриспруденции. С их тотальной коррумпированностью, политической ангажированностью, кадровым кумовством и прочими хроническими болезнями.
Можно критиковать состав конкурсной комиссии. Оптом и в розницу. Переходя с лиц на подозрительные титулы и приобретённые ярлыки.
Можно очень сильно критиковать методы, которые комиссия использовала при оценке профессиональных и личных качеств кандидатов на вакансию.
Можно разложить на атомы налоговые декларации участников «супер-финала» и всё равно не найти полного ответа на все претензии и подозрения.
Можно забросать Банковую подозрениями о традиционализме подковёрной игры по любому кадровому вопросу, касающемуся назначения на высшие государственные посты. Тем более в сфере, которая потенциально может очень больно затронуть интересы многих опытных бюрократов, давно и плотно сидящих на денежных потоках, успешно при этом подстраиваясь под любую фамилию гаранта.
Можно плеваться в телевизионный монитор, сравнивая умение одного кандидата «продать себя» со способностью другого неясно излагать мысли, при явном обладании большего профессионального и жизненного опыта.
Но. Даже яростным критикам действующего президента не стоило бы этого делать.
Мы привыкли слишком часто персонализировать и проблемы, и решения. Забывая о необходимом «институциализировании» их. Это означает - не настолько для Украины должна стать важной фамилия руководителя Антикоррупционного бюро, сколько нужно дискутировать о функциях будущей госструктуры.
О полномочиях. Особенно в свете «конкуренции» с существующими органами - МВД, СБУ, прокуратуры. Нужно дискутировать о приёмах, которые будут использовать вновь созданная служба.
О законодательных рамках и системе противовесов, которые не позволят ей превратиться в некую «опричнину» для уничтожения неугодных и в инструмент политического давления, с одной стороны. Или в имитационное пугало, не имеющее реальных рычагов привлечения к ответственности ворья и коррупционеров, с другой.
Великая Британия не имеет конституции. Как специального закона в общепринятом понимании. Но британское право ценится мировым сообществом на вес золота. Это тот порядок, который давно побил отдельные персональные таланты премьер-министров, судей, прокуроров, адвокатов. Их систему правосудия «причёсывали» несколько столетий, примеряя не к персоналиям, а к институциональному устройству. Так же как подстриженный впервые газон не сразу порадует глаз идеальной планировкой и чистотой, так же и работа нового украинского органа по борьбе с коррупцией, может вызывать претензии и споры. Но британцы поливали и стригли газон десятилетиями, добиваясь его идеального состояния.
То, что Украина, даже пройдя спорные процедуры, впервые презентует новый продукт, лучше всего говорит о том, что мы на правильном пути. Работать должны не искусственно надутые идолы. Не добрые цари и послушные бояре. Работать должны системы. Сегодня состоится запуск первой из них. Она – один из немногих примеров имплементации воли Майдана, движущей силы проводимых в Украине реформ.
Давайте не будем затаптывать наш газон на взлёте, а начнём его лелеять вниманием, поливать помощью, удобрять коллективной мыслью.
Революция сознания масс должна материализоваться в эволюции форм государственного управления. Система борьбы с коррупцией в Украине давно деградировала и умерла. Да здравствует новая система! Построенная на открытых принципах, жёстком соблюдении закона, деполитизации и справедливости.