ехватка квалифицированных управленцев, не замазанных в коррупционных деяниях и не являющихся политическими назначенцами по выигранным на выборах квотам – едва ли не главная проблема высших органов исполнительной власти и крупнейших госпредприятий Украины. Такой тезис часто можно услышать от руководителей государства в ответ на обоснованные претензии в крайне медленном темпе проводимых реформ и топтании по кругу в кадровых решениях.
Тема это обширная и имеет несколько горизонтов для обсуждения. Здесь и объективные причины – реально существующий дефицит менеджеров высшего звена, имеющих за плечами опыт управления большими корпорациями и предприятиями, которыми по сути являются многие госструктуры; низкий уровень финансовой мотивации, не способствующий притоку на низкооплачиваемые должности в госсектор специалистов из частного бизнеса; сильное влияние олигархических группировок на целые отрасли экономики, препятствующее приходу туда для наведения порядка независимых «чужаков»; и субъективные причины - нежелание высшего политического руководства Украины ломать сформированную коррупционно-клановую Систему, подменённое в публичном информационном пространстве бурной имитацией проводимых реформ, в купе с банальной неспособностью самих вождей грамотно выстраивать эффективные рабочие отношения с государственными управленцами. Затронем один существенный аспект, который заострил общественное внимание на этой проблеме в связи с возможным назначением Генеральным прокурором человека, не отвечающего базовым квалификационным требованиям, предъявляемых к подобной должности – допустимо ли в принципе назначение на такие посты фигур политических, а не профессионалов, и стоит ли вообще рассматривать иные критерии при подборе кадров подобного уровня, кроме тех же узкоспециальных.
Несмотря на то, что хотелось бы повалять этот вопрос в грязи качественно, без некоторого перехода на личности обойтись не получится. Президент, имеющий законодательное право инициативы в назначении руководителя ГПУ, ожидаемо решил посадить туда одного из своих ближайших людей – Ю. Луценко. Общественность зашлась в истерике. Местами более чем оправданно. Но чтобы не выплеснуть нового, такого долгожданного младенца из купели, так и не дав ему вырасти в героя народного эпоса, разберём ситуацию на пальцах.
Замечание более чем резонное. Другие аналогии пользователи сети додумали сами, разбросав заметку тысячами репостов. Но. Но утверждение подсвечивает неоновыми огнями правоты профиль воображаемого Капитана Очевидность только в нормальных, адекватных условиях. Когда законник занимается законностью. А не олицетворяет собой гнуснейший пример оборотня в погонах, попирая своими преступлениями в должности всякое представление о юстиции. Когда от врача требуется квалифицированное лечение, а не работа рекламным агентом, продвигающим на рынок проплаченный дистрибьютором бесполезный порошок под видом лекарства. Когда водитель думает за слить дизтопливо в свою приватную канистру и пропивает запасное колесо, усаживаясь поутру за руль с фонтаном литрового перегара, вместо того, чтобы заботиться о безопасности поездки и сервисе для экскурсионной группы школьников за спиной.
Следом за этим все укрофейсбуки мочились в штаны не меньшей иронией в ответ на заявление одного шумного в СМИ депутата, заявившего, что он тоже готов возглавить. Поруководить. Углубить. Дать результат. И прочее. На посту руководителя ГПУ. И всем смешно. Фотожабы распухли в тиражах. Тролли сломали пальцы об клавиатуру. Банковая удовлетворённо улыбнулась, ощутив падение дискурса на желаемую высоту плинтуса.
Ни Луценко, ни Лещенко, ни прочие Напримеренки автору этих слов – не однопартийцы, не заказчики и не соратники по прикорытному обжорству госресурсов. Указанные фио с пёстрыми и неоднозначными репутациями – лишь повод для более пристального рассмотрения причин под микроскопом. Допусти̍м ли заход в систему госуправления людей точно не узкопрофессиональных, но являющихся носителями идей глубокого реформирования государства, построения его на базисе Закона. Возможно ли сделать ставку на порядочных внесистемных людей в ситуации, когда таким ярлыком слишком проблематично метить широкий выбор «опытных специалистов». Что важнее – соответствовать букве закона формально, ежедневно преступая его, или быть чистым носителем его духа, не допускающего ни для себя, ни для своего окружения никаких компромиссов с совестью?
Какой смысл пытаться выбрать нового Генпрокурора из числа членов ОПГ? Ведь формальное соответствие, многочисленные грамоты к юбилейным датам и куча медалек на парадном мундире при полном отсутствии результатов работы – всего лишь фетиш, которому поклоняются имитаторы и двуличные оборотни, каждое утро надевающие маску законника на лицо. Что ты – гражданин лежащего в руинах украинского государства – можешь поставить в актив выдающимся записным профессионалам из прокуратуры за крайние 20 лет работы? Ты знаешь хотя бы пяток примеров раскрытия громких преступлений? Ты засвидетельствуешь успехам самоочищения «конторы», благодаря которому честные прокуроры посадили в тюрьму десяток нечестных? Ты уже конспектируешь список полусотни эпизодов, когда «независимые и самостоятельные профессионалы» наплевали на политическое давление и телефонное право Администрации президента, разменяв его на борьбу с экономической и политической коррупцией высших эшелонов власти? На эти и на сотни подобных вопросов ты, не задумываясь, выкрикнешь хрипотой возмущения: «Нет, нет и нет!»…
Почему пэрэсичный журналист-расследователь лучший кандидат на Генпрокурора чем десяток орденоносных рыл, с невмеру успешными бизнес-жёнами-дочерьми в милионных декларациях вечных госслужащих? Потому, что общественная польза от неюриста-телевизионщика гораздо больше. Именно журналисты и общественные активисты, а не реестровая парламентская оппозиция времён межигорского паханата, стали предвестниками Революции Достоинства. Потому, что журналисты, не имеющие за спиной махину следствия, без поддержки оперативно-технических возможностей спецслужб, используя зачастую секреты полишинеля открытых источников информации, видят и раскрывают преступления гораздо эффективнее целого штата специализированных прокуратур. При этом имея в сухом остатке головную боль, преследования своих визави и шансы потерять работу вместе с головой. Не нужно иметь микроскопы там, где для всей страны видны воровские стада слонов. Пока выучившиеся за взятки дипломированные прокуроры ловят зазевавшихся одиноких мосек, получая из толстых хоботов откупной абонемент.
Не нужно бояться прихода в ГПУ внесистемного руководителя. Безусловно, полностью слепой в юриспруденции генпрокурор будет плавать во многих специфических вопросах. Но только наивный теоретик может предположить, что задница, занимающая такое кресло является чистой процессуальной фигурой, определяющей следственные истины. Генпрокурор – это уже не старший следователь над старшими. Это гораздо чаще – топ-менеджер, отвечающий за подбор кадров, расстановку, выделение приоритетов, организацию эффективного рабочего процесса. Тот, кто не бдит позолоченные пшонка-стайлом рамки преступной корпоративной круговой поруки, а отбивает молебен Закону. Невзирая на лица, рыла и номера в предвыборном списке из телевизора. Каждое утро принуждая к этому всех своих подчинённых. И самое главное – это честный чиновник, который никогда не забывает, что служит государству напрямую и народу опосредованно. А не отдельным портретам, временно исполняющим обязанности президента. Генпрокурор, равно как и министр, глава огромной госкорпорации-монополиста – это должны быть люди, плюющие на «дефицит политической воли», которым так неизлечимо болеют наши печерские гетьманчики уже 25 лет подряд, а гнущие свою линию Закона и государственного интереса функционеры. Чтобы нести в себе такой стержень не нужно 10 лет прикидываться взяткодателем под прикрытием. Страна нажралась по горло «крепких хозяйственников» в экономике и «проффесуры» у политического руля. До сих пор кровью отхаркиваем. Выбор шестёрок из давно затёртой колоды – это выбор заведомо провальных «проффесионалов», которые перекрасившись, научившись омерзительно горлопанить «Слава Украине», демонстрируя псевдопатриотизм, лишь продолжат путь своих учителей – Пискуна, Медведька, Пшонки, Шокина. Не оскорбляя трудолюбивых пчёл и навязываемую им сатириками борьбу с мёдом, хотелось бы напомнить аксиому коррумпированной Системы – мухи не способны бороться с дерьмом. На такое способны только чистильщики, пришедшие извне. Тем более в ситуации, когда наши ландшафты давно выдаются грязными даже для коневода Авгия.
В математике существует формулировка, описывающая момент соответствия неких критериев, как предпосылку для выполнения функции – «необходимое и достаточное условие». Иметь юридическое образование, опыт работы в правоохранительных структурах чтобы претендовать на пост Генпрокурора – это необходимое и достаточное условие? Крайне желательно по первому пункту, но точно не достаточное по второму. Быть порядочным человеком и менеджером, одержимым созданием нового украинского правового государства, но быть любителем в юриспруденции - это необходимое и достаточное условие? Ответ полностью идентичен первому испытанию! Но украинские реалии сейчас таковы, что с точки зрения общественной пользы гораздо выгоднее получить честного, независимого и неподкупного аматора на посту, чем прожжённого специалиста-решалу, с кучей компромата у кукловодов и обязательств в своей памяти. Вероятность того, что честный непрофессионал сумеет собрать вокруг себя квалифицированную команду единомышленников и не будет вставлять им палки в колёса, на порядок выше вероятности, что матёрый коррупционер, знающий все подводные камни права и попирающий его много лет, вдруг прозреет, очистится сам и реинкарнирует в своих коллегах-подельниках чувство справедливости.
Именно сейчас благодарный читатель, доковылявший до этой строки, плюнет в монитор слюной древнюю истину корифеев рекрутинга – «Не существует профессии «хороший человек». И будут таки правы. Потому что обойтись только благими намерениями можно в очереди на экскурсию в Ад. Безусловно, никуда не денутся технические вопросы. Никак не обойтись без профессионального авторитета топ-менеджера в кругу подчинённых. Нельзя впадать в крайность революционной шароварщины и ставить командовать полками романтических юношей, ничего не слышавших о теории войны. Не тот листок на календаре, не та эпоха. Но автор этих строк упорно стоит на своём – бытие определяет сознание. А битие – вдвойне. Прокурор, который привык подмахивать выбитые по почкам протоколы, но педантично знающий наизусть КПК, стране не нужен. Из-за таких ублюдков зимой 2014-го по Киеву текла река крови. Именно потому, что мирные способы сокрушить насквозь прогнившую систему, иезуитски именовавшую себя «правоохранительной», уже отсутствовали. Кто-то хочет вытянуть наверх вместо сбежавших и отставленных тузов прокурорского ОПГ вальтов и прочих шестёрок? Это не даст шанса на очищение. Это даст шанс вальтам и шестёркам стать новыми тузами. Не сто̍ит переоценивать заслуг Сакварелидзе, который не проявил выдающихся результативных успехов на посту в ГПУ из-за ожесточённого сопротивления вросшей туда корнями ОПГ, но обязательно сто̍ит прислушаться к мнению молодого прогрессивного юриста, осмелившегося бросить Системе вызов и ведущего настоящую борьбу за очищение структуры – оно идентично выводам автора – генпрокурор вполне может не иметь фундаментального образования и большого опыта работы.
Только носитель идей, сформулированных мощью Майдана, немного идеализированных, но точно правильно векторно-направленных, выкристализованных критериями, необходимыми для построения новой Украины, способен решить сверхзадачу – собрать в Генпрокуратуре команду честных и порядочных юристов, которые вернут в неё авторитет, доверие граждан и сам дух законности. Дело «бриллиантовых» Корнийца-Шапакина и шокинской команды доказало – прокуроры, не побоявшиеся пойти против угроз руководства и незаконных приказов, есть! Дать им честно выполнять свои функции, чтобы порвать многолетнюю практику корпоративной поруки и политического влияния со стороны президентской вертикали – для этого их руководителю не нужно иметь на лацкане значок «Почётный юрист УССР».
Поверьте, уважаемые циничные практики и вечно недовольные скептики. Это не бред идеалиста - история переполнена доказательствами. Писатель Вацлав Гавел не имел опыта реформирования пост-Совка. Поэтому сейчас, наблюдая успех Чехии, вы цитируете его пророческие слова о пятилетке ошибок вместо пятилетки саботажа. Именно потому, что он не боялся давать бразды правления новым, внесистемным людям, а не опирался на замшелых «профи» из глубоко раньшего времени. Электрик Лех Валенса понятия не имел о макроэкономике, но его успешная миссия закончилась на аннигиляции препятствий, мешающих Польше пойти в правильном направлении. Именно потому, что он вычистил госаппарат от безинициативных чинуш совдеповского разлива, неспособных к реформированию и себя, и госсистемы, и однопартийной гэбистской монополии. Ковбой Рейган, ставший в последствие одним из самых успешных президентов США ХХ века, изначально не был похож на творца самой эффективной экономики мира и политика, способного разрушить Советскую Империю зла. Именно потому, что его миссия состояла в правильном управлении общей концепцией, которую реализовывали уже профессионалы на более низких уровнях принятия решений.
А разве грузинско-украинский пример юных, хрупких девушек – Згуладзе и Деканоидзе, не имеющих на плечах генеральских звёзд, в построении патрульных полицейских служб, заслуженно получивших от населения наивысшие рейтинги доверия среди всех правоохранительных органов, не является лучшим образчиком удачной реализации теории реформирования глубоко прогнивших структур руками внесистемных руководителей? Если бы год назад общество сумело додавить власти и сняло бы жёсткие квалификационные ограничения по опыту работы в отечественных органах во время проведения конкурса на главу НАБУ, то Украина могла бы получить на таком важнейшем посту не удобного для коррупционеров Сытника в золотых тактических носках, позорно декларировавшего легальную зарплату юриста в размере 1950 грн в месяц, сопоставимую с доходами уборщицы, а независимых специалистов с именем и репутацией – вроде американского украинца Б. Витвицкого или европейца Дж. Кесслера.
Молодое поколение украинцев, не помнящее ранних 1990-ых, не знает о первой «народной люстрации», которая катком прошлась по старым кадрам в зарождающейся тогда рыночной экономике – подавляющее большинство новых предпринимателей наотрез отказывались принимать на работу сотрудников советской торговли. Те были тотально коррумпированы, повсеместно воровали и не понимали ценностей частной собственности, не хотели менять своё мировоззрение в вопросах качества и сервиса. Сегодняшняя ломка старого, прогнившего до дна украинского государства, требует аналогичных подходов. Кому-то ещё мало безрезультативной работы в должностях «опытных профессионалов» Яремы и Шокина?
Если бы автор эти строк имел право голоса в парламенте, то вопреки предыдущей критике «специального» президентского «закона Луценко», смело поднял бы обе руки «за» него. К чему несколько наивно, но искренне и настойчиво призывает прогрессивную часть депутатского корпуса, настроенного на реальные преобразования Украины. Но ни в коем случае не ради конкретной фамилии, замалчиваемой пока президентом, а потому, что подобный закон, снижающий определённые барьеры квалификационных требований во многих государственных институциях, необходимо было принять сразу же после Майдана. Тем самым облегчив путь во власть свежим кадрам и новым лицам, запуская социально-карьерные лифты, замороженные корпоративно-мафиозными группировками. Сомневающимся хотелось бы напомнить – жёсткое соблюдение существующих регламентов никогда не позволило бы взять на работу в украинские министерства и ведомства ни Билла Гейтса, ни Стива Джобса, ни Ричарда Бренсона. Ведь все они даже не имеют высшего образования в привычном нам понимании.
Не обязательно быть пророком, входя в храм. Иногда достаточно просто очистить его от торговцев. Их место займут пророки, пришедшие туда на плечах первопроходца-предтечи.
К сожалению, Украина в лице президента и правительства крайне неэффективно использовала два года после Майдана и продвинулась на пути реформирования страны и построения Третьей Республики недалеко от руины им. Януковича. У Кабинета Гройсмана нет времени на раскачку – отсутствие результатов через 2-3 месяца ввергнет общество и политический истеблишмент в новый виток глубочайшего кризиса. Если прямо сейчас не воспользоваться едва ли не последним шансом и не открыть двери во власть порядочным, внесистемным людям. Если же президент в очередной раз замкнётся в рамках формальных конституционных полномочий и ограничится очередным примером кумовщины, то храмы правосудия, одним из которых должна стать обновлённая Генеральная прокуратура, окончательно законсервируются в виде торговых корпораций. «Проффесионалы» об этом позаботятся.