Куган – пример первоклассного английского юмора. Его остроумие поддерживает мимика, безотказно справляющаяся со сложными эмоциональными задачами. Мое сердце и ум он окончательно покорил еще в "Тристраме Шенди". Ну, а не любить М просто грешно: агенты 007 приходят и уходят, она же — вечна.
"Филомена" – это история женщины, которая под давлением строгих устоев общества была вынуждена отказаться от незаконно рожденного ребенка. Прошло пятьдесят лет и она, не выдержав душевных терзаний, решила его во что бы то ни стало отыскать. Журналист BBC Мартин Сиксмит, попавший в неприятности и потерявший работу – скорее ради того, чтобы просто отвлечься – взялся ей помочь. Этот персонаж – реальный человек. В 2009 году он издал книгу “Потерянный ребенок Филомены Ли”, на основе которой Куган написал сценарий для этого фильма.
Случайные совпадения натолкнули меня на мысль, что эта история имеет много общего с упомянутым выше "Тристрамом Шенди" Майкла Винтерботтома. В обоих фильмах Куган копается в жизни другого человека, имеет дело с женщинами, связанными со спецслужбами (М и Скали из "Секретных материалов"), и, конечно же, представляет собой образец остроумия и высокого актерского мастерства.
От фильма я в восторге. Юмор и драма соотносятся в нем в тонко подобранной пропорции. Вот весь зал смеется над очередным перлом Денч, а через секунду – у многих глаза на мокром месте, не из-за сентиментальной фигни, усиленной рейдиохедом, а из-за того, что игра для самой Денч стала реальностью.
Эта захватывающая и объемная история затрагивает много важных и интересных вопросов. Что лучше: вера или циничный агностицизм, гнев и упёртость или умение прощать, поиск или ожидание?
Конкурсный фильм в этот раз выбирал по национальному признаку. К компании Денч и Кугана присоединился Том Харди в картине “Лок”. В Англии эта фамилия связана с идеями эмпиризма. Философ Джон Лок ввел широко известную идею “чистой доски”, на которой чувственный опыт строит характер человека. Еще он считал, что личность – это непрерывное сознание.
Фильм о специалисте по железобетонным конструкциям Айвене Локе – это непрерывная поездка на автомобиле от строительной площадки к родительному дому, сопровождаемая такой же непрерывной очередью телефонных звонков. В жизни Айвена произошел крупный фак-ап: однажды он изменил своей жене с незнакомкой, она забеременела и незадолго до родов огорошила его этой новостью. Воды отошли преждевременно и Айвен, вопреки своему плану, не успел чистосердечно признаться во всем своей жене. Имея твердое намерение не пачкаться ложью, Айвен вынужден сохранять семью по телефону.
Держать внимание зрителя, находясь в кадре в полном одиночестве на протяжении полутора часа – задача не простая, но Харди она оказалась под силу. Хотя многим он больше известен по блокбастерам Кристофера Нолана, амплуа Харди на много шире. Десять лет назад он был удостоен театральных премий Лоуренса Оливье и London Evening Standard Theatre Award за сценический дебют в спектаклях “Кровь” и “В Аравии мы все станем королями”.
Огни ночной дороги, Лок, голоса по ту сторону гарнитуры bluetooth и заднее кресло автомобиля (персонификация слабого Айвена) выстраивают сложную драму рушащегося здания, которое удастся спасти только опытному специалисту по железобетонным конструкциям.
Напоследок посмотрел “Плывущие небоскребы” – фильм молодого польского режиссера Томаша Василевски о еще более молодом пловце, который внезапно обнаружил, что он гей. На злобу дня, но в эпоху повального каминг-аута такой подход уже не катит, нужны свежие идеи. “Молитвы за Бобби” я бы посмотрел еще раз, а “Плывущие небоскребы” стопроцентно уплыли навсегда. Есть и положительный момент – кажется, понял как правильно плавать.