Дабы впустую не метать прописные истины о спасении бизнеса и потребителя в суровые времена, стоит разобраться по существу: почему преобладающая часть направленных на это мер где-то уже работает на полную мощность, а в нашем государстве не находит применения вопреки всякой логике и насущным потребностям? Проблема на поверхности: то, чего мы от него ждем, в виде, например, драфта рабочего плана выхода из кризиса, попросту не имеет механизмов для реализации, и никто этим не занят.
Перспектива: если мы не пробьем дно, то адаптироваться и трансформироваться будем собственными усилиями. Хочется верить, что нас еще удивят. Но это не точно. А пока, для полноты картины, пройдемся по ключевым мировым тенденциям в 5-ти важных индустриях и украинским реалиям в свете происходящего.
1. Сфера ИТ и рынок ИКТ
Мировая тенденция: ориентир на цифровую трансформацию - автоматизацию бизнес-процессов, разработку и внедрение ПО на базе AI и ML, кооперацию с госинститутами для оптимизации ресурсов. Западные компании массово переходят на дистанционные коммуникационные платформы, выводят сотрудников в онлайн, а данные в облако, и занимаются обустройством цифровой инфраструктуры. Предполагается, что мировой ИТ-рынок «упадет» к концу этого года всего на 1,6%, а уже в следующем даст прирост почти в 5%(!).
Украинские реалии: Украина - кладезь ИТ-талантов, ежегодно продуцирующий более 35 тысяч технических выпускников, обходя даже Японию, Швецию, Норвегию, Бельгию и Нидерланды. Но создать ИТ-специалистам и компаниям условия для реализации полезного продукта, особенно в период экономического коллапса, мы, к сожалению, не можем (или не хотим?). Поэтому Украина 5-я из 25 крупнейших экспортеров ИТ-услуг (PwC) и 1-я на рынке аутсорсинга в Восточной Европе (Outsourcing Journal). А по месту - «Держава в смартфоні» и цифровое приложение «Дія» с легким налетом доминирования админресурса.
2. Сфера образования
Мировая тенденция: почти 94% всех учащихся и преподавателей в мире столкнулись с закрытием школ, что подключило на полную мощность всевозможные практики дистанционного обучения. Шок-контент: никто не испытал дискомфорт. Большинство стран Запада (и не только) уже давно выделили и усвоили преимущества онлайн-обучения, которое может давать продуктивный результат при использовании онлайн-платформ и заинтересованности учителей в создании и продвижении собственного учебного контента. В цивилизованном мире – это целая отдельная индустрия, построенная на проверенных методиках и экспериментировании с новыми для повышения уровня образования современного поколения.
Украинские реалии: школы «Діджиталізація» за год так и не затронула, а международный опыт, по всей видимости, не зашел – у нас тут своя атмосфера. Потому уроки детям - по телевизору, организационные вопросы - в мессенджерах, а домашние задания – в телефонном режиме. Радует, что часть школ, благодаря ушлым преподавателям, пошли альтернативным путем и все-таки на свое усмотрение задействовали для обучения доступные онлайн-платформы и инструменты, позволяющие качественно организовать и коллективную, и индивидуальную работу дистанционно. Тем не менее, более 80% украинских школьников и столько же родителей продолжают пыхтеть над хаотично поступающим через разные каналы учебным ресурсом.
3. Сфера здравоохранения
Мировая тенденция: невзирая на небывалую, просто немыслимую нагрузку из-за пандемии, медицина подтянула колоссальные технологические, интеллектуальные и научные ресурсы, направленные на борьбу с коронавирусом. Это вывело многие разработки, исследования и практики на совершенно новый качественный уровень. Государства подключают компании всех отраслей, всячески стимулируя любую возможность взаимодействовать и внедрять инновационные решения, призывают перепрофилировать свои производства для восполнения потребностей в медоборудовании, в частности, аппаратов ИВЛ. Организации, работающие над созданием вакцины, финансируются из всех доступных источников, включая госбюджеты.
Украинские реалии: отечественный производитель с трудом проталкивает на рынок защитные костюмы и маски для повсеместно заражающихся медиков и населения, но они или доходят до конечного пользователя с непозволительным запозданием, или доходят не до всех. Возможность помочь украинским врачам бизнес буквально выгрызает зубами, притом инициатива на переориентацию производств исходит не от государства. За создание вакцины от коронавируса Президент пообещал 1 млн. грн. (для сравнения – Швейцарский The Anti-Coronavirus Foundation выделил только на соответствующие исследования 30 млн. дол.), а ключевые медицинские ресурсы страна возит из Китая, лишая украинские компании шанса покрыть спрос самостоятельно. С печально известными аппаратами ИВЛ и вовсе нехорошая история: их критически мало, производство в Украине возможно, но никак не поощряется, а критерии для массовых закупок не установлены и сильно разнятся, что еще больше усугубляет ситуацию.
4. Розничная торговля и рынок услуг
Мировая тенденция: для сохранения жизнеспособности МСП, ориентированных на «контактные» продажи и оказавшиеся в наиболее сложной ситуации, оперативно подключены механизмы кредитования и финансовой стимуляции. Крупный бизнес, не имевший четкой стратегии трансформации в условиях кризиса, задействован в стратегических планах по реализации ключевых госпотребностей (страны ЕС, Япония, Южная Корея, Канада и др.). В целом же, более 40% предприятий по всему миру, понимающие суть технологий, переместились в онлайн, где, объективно, намного больше возможностей продвигать товары и услуги благодаря передовым цифровым инструментам. Набирает обороты онлайн коммерция, которую усиленно стимулируют развитые страны Запада.
Украинские реалии: мелким торговцам и МСП придется рассчитывать исключительно на себя, но парадокс в том, что и крупному бизнесу тоже, так как многие компании, способные продавать даже в условиях кризиса качественный продукт государству в первую очередь, не востребованы. В ключевых нуждах существует всем известная монополия, а качество не является приоритетом – возможно, позже его удастся снова ориентировать хотя бы на экспорт. Онлайн коммерция в своем лучшем свете пока что доступна для понимания предприятиям, имеющим стратегические ресурсы для соответствующей трансформации своей работы. Остальные вынужденно ушли в торговлю онлайн с вопиюще завышенными ценами, оставшись без постоянных клиентов, но рассчитывая на неизбежный рост спроса на покупки в интернете. При этом склады у нас не автоматизированы, а большая часть работников на принудительном карантине, так что проблему поставок тоже никто не отменял.
5. Агросектор и продовольственная безопасность
Мировая тенденция: агросектор в сложившейся международной ситуации больше всего страдает от проблем с поставками. Бесперебойная логистика имеет решающее значение для предотвращения продовольственного кризиса и уменьшения негативного воздействия на мировую экономику. Однако, развитые страны понимают, что в нынешних условиях, когда процессы экспорта и импорта перегружены и тормозятся, важно сохранить ресурсы для населения локально. Поэтому ориентируют их на потребности своих граждан, а не на вывоз. Но наибольшую ценность в западном агросекторе сегодня представляют именно его работники – проблему дефицита готовы решать любым способом.
Украинские реалии: большинство работников сельского хозяйства не могут вырваться из нищеты и отсутствия продовольственной безопасности, чтобы прокормить хотя бы себя. В это время все акценты государства в этой сфере направлены на решение вопроса рынка земли и неподкрепленные надежды на экспорт сельхозпродукции, который каким-то образом должен покрыть едва ли не все дыры в экономике. При этом в условиях карантина фермеры лишены дополнительных каналов реализации продукции, часть из которой пропадает, не принося никакой экономической выгоды ни агросектору, ни бюджету, ни самим людям. Заробитчан же, которые вернулись в Украину из-за коронавируса, никто здесь удерживать для усиления экономики не планирует: ожидается, что они наоборот «продавят» украинский рынок труда – в государстве попросту не найдется необходимое количество рабочих мест.
В столь тяжелый период неопределенности критически важно плыть в одной лодке и в одном направлении внутри самого государства. Справедливости ради, нужно отметить, что проблемы сейчас не только в Украине, и неясно наверняка, какие экономические, социальные и политические стратегии будут преобладать в мире с течением времени, тут цифры разнятся из недели в неделю, то нагнетая, то расслабляя обстановку. Но зато точно ясно, что единственная тенденция, которая сегодня объединяет Украину с развитым миром, - пандемия коронавируса. В остальном каждый будет нести ответственность сам за себя, и это уже не прогноз, а очевидный факт.