Строительство финансовых пирамид при учетной ставке НБУ в 30%

Смогут ли у нас производители и банкиры пережить с 4 марта повышение учетной ставки НБУ с 19,5% до 30%?! Хотя у нас и так была запредельная учетная ставка НБУ, которая буквально убивала кредитование. Соответственно, за последнее время стали в очередь на ликвидацию более 40 банков. Вот и в начале этой недели НБУ признал неплатежеспособными еще и «Дельта Банк» (не помогло и рефинансирование в размере 4,15 млрд. грн. и стабилизационный кредит в 960 млн. грн.), а также «Кредитпромбанк» и «Омега банк». Эти финансово-кредитные учреждения стали восьмым, девятым и десятым банком, которые были закрыты с начала уже текущего 2015 года.

Фото: EPA/UPG

А чем занимаются оставшиеся банки? Конечно, участвуют в валютных спекуляциях, а также строят финансовые пирамиды, основанные на пирамидах РЕПО. И с чем сегодня сидит наш НБУ? С огромными «плечами» в этих пирамидах. И не приведи Господь, если начнется обвал на рынке государственных облигаций, все эти пирамиды полетят к черту. Вот в чем нисколько не сомневаюсь, так в том, что если это произойдет, - то примерно через три месяца новый очень высокий курс доллара США догонит украинские банки, прежде всего, через их проблемные кредитные портфели.

Окажется так, что новый курс «американца» гораздо сложнее будет пережить банковским клиентам (заемщикам - предприятиям реального сектора экономики), которые столкнутся с еще большими сложностями в реализации своих производственных и инвестиционных программ. А значит – с возвратом кредитов коммерческим банкам. Соответственно наши кредитные учреждения где-то через четыре - пять месяцев увидят негативные, если не драматические, последствия этой новой учетной ставки Нацбанка для реального сектора экономики, а именно - еще выше поднимется волна проблем стрессовых активов банков.

Не стремлюсь сгущать краски, но угроза каскадного банкротства, когда «посыплется» банк за банком, – становится всё более очевидной. Чтобы этого не случилось, уже должны быть в НБУ и КМУ планы по преодолению таких негативных явлений с различными вариантами оперативного реагирования на случай провалов и неудач. Например, знать и предусмотреть какие будут:

1) предприняты усилия Нацбанком;

2) выделены ресурсы Кабмином А. Яценюка.

И что сейчас делается финансовыми властями для стабилизации гривны? Как известно, НБУ недавно, а именно с 6 февраля уже повышал учетную ставку до 19,5% с 14% в связи с ростом потребительской инфляции до 24,9% по результатам 2014 года. Далее за учетной ставкой Нацбанк повысил ставки по своим активным и пассивным операциям для регулирования ликвидности рынка с целью снижения девальвационного давления на валютный рынок.

Для чего всё это делалось руководством Национального банка? Прежде всего, принятые им меры по ужесточению монетарной политики были направлены на стабилизацию валютного рынка и курса гривни. Ведь в течение прошлого года наша национальная валюта по официальному курсу подешевела по отношению к доллару США в 2 раза и еще в 1,8 раза – с начала текущего года, кстати, на торгах на «межбанке» до нового исторического минимума на уровне 30,01 грн/долл. США.

И теперь закономерно возникают вопросы: «Как долго еще наши банки будут накапливать открытую валютную позицию, и продолжать отказываться от кредитования реального сектора? Правильно ли будут выбраны приоритеты Главой НБУ В.Гонтаревой?». Пока же есть лишь шоковые ощущения в завязке данной ситуации на украинском рынке. А вот кульминация драматического сценария в связи с повышением учетной ставки НБУ до 30% начнется уже в конце весны 2015 года. Вероятнее всего, банковская система тогда будет парализована.

Очень хотел бы ошибаться в своих прогнозах. Но чтобы мы не скатились в колею самого худшего сценария, уже вчера на всех уровнях должен был активно и эффективно работать риск-менеджмент. Плюс им надо хорошо понимать, что они действуют в обстановке недоверия банков друг к другу и к клиентам, а также вкладчиков к банкам. Когда никто никому не верит на финансовом рынке. При этом особенно опасно будут проявляться в связи с повышением учетной ставки НБУ до 30% кредитный и валютный риски. Это те заемщики, которые наиболее уязвимы и чувствительны к серьёзным колебаниям кредитных ставок и курсам валют.

Что делать? Не легче ли было бы, не поднимать до небывалых высот учетные ставки НБУ, уничтожая кредитование реального сектора экономики, а разделить все банки на коммерческие и инвестиционные? Возможно, тогда мы смогли бы получить здоровую банковскую систему Украины.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram