ГоловнаБлогиБлог Валентини Кузик

Старая проблема старого человека

Пенсионная реформа - одна из самых резонансных, нужных и одновременно... опасных для политиков. Пенсионеры составляют около трети всего населения, поэтому таким популярным стал шаг премьер-министра Виктора Януковича в 2004 году, который провел первое существенное повышение пенсий. С тех пор "рост пенсий" стал "обязательным" шагом для всех правительств.

Фото: Макс Левин

Пенсии в Украине действительно “нищенские” (минимальная в этом году - 949гpн), но проблема состоит не только и не столько в плохом государственном менеджменте, но и от объективных факторов. Сейчас пенсионная система в Украине солидарная, то есть все, кто работает, платит социальные взносы, из которых выплачивают пенсии. Но в конце 19 века в Германии, когда такая система зародилась, демографическая ситуация была другой. Тогда каждая женщина рожала в среднем по 2,62 ребенка. Уже в 2011 году этот показатель составил 1,36 ребенка. Таким образом если ранее около 3 работоспособных ребенка могли содержать своих родителей, то теперь одному приходяться содержать двух пожилых человека.

Подобная проблема актуальна для всех развитых стран. Некоторым, правда, удается частично решить ее за счет иммиграции (тогда рабочих рук появляется больше). В Украине же массовая эмиграция наоборот - только обостряет проблему. Работать некому, а кормить пенсионеров кто-то должен.

В странах Центрально-Восточной Европы уже пытались вводить трехуровеневую пенсионную реформу - ее в начале 90-х Всемирный банк позиционировал как стратегическое решение "пенсионной проблемы". Правительства начали собирать деньги на второй уровень (обязательное накопление трудящих себе же на пенсию).

Но кризис 2008 года стал ударом по идее пенсионных накоплений. Тогда капитализация накопительных пенсионных фондов во всём мире снизилась на 23%. Эту проблему усугубили растущие дефициты государственных бюджетов. Правительствам срочно нужно было где-то брать деньги – и тут они обратили внимание на пенсионные фонды второго уровня, которые к 2010 г. успели накопить немалые суммы (5,7% ВВП в Болгарии, 7,4% в Эстонии и Словакии, 14,6% в Венгрии, 15,8% в Польше). Международные финансовые институты уже перестали настаивать на расширении накопительных систем, и правительства начали откат назад.

Наиболее яркий пример – Венгрия, где правительство в 2010-2011 гг. целиком перевело на первый уровень накопленные во втором уровне взносы. Таким образом, оно получило в своё распоряжение деньги, которые позволили ему отказаться от сотрудничества с МВФ.

В том же направлении пошло и правительство Дональда Туска в Польше в мае 2011 г.: оно не стало трогать накопленные средства, но снизило ставку взносов в накопительную часть с 7,3% до 2,3% зарплаты, в 2013 г. в Варшаве обсуждали возможность полной отмены второго уровня.

Украине повезло: у нас еще есть ресурс для улучшения состояния пенсионного фонда, отложив введение треуровневой системы.

Первый шаг - повышение пенсионного возраста. Крайне непопулярна мера, которую актуализировали для женщин "попередники" нинешней власти. Она действительно помогла затормозить рост дефицита бюджета ПФ: количество новых пенсионерок, ежегодно регистрирующихся в ПФ, стало вдвое меньше. Если до реформы на пенсию по возрасту ежегодно выходило 400-450 тыс. чел., то сейчас – около 300 тыс. чел. К 2021 г., как предполагается, число пенсионеров в стране останется на нынешнем уровне (13,6 млн чел.) – на 1 млн. меньше, чем если бы реформы не было.

Второе - ликвидация "специальных" пенсий, которые достаются судьям, прокурорам, таможенникам и т.д. "Плюс" этой меры в том, что кроме "помощи" пенсионному фонду она будет популярна у большей части населения.

Возможно, эти шаги и не решат проблемы кардинально, но уж точно помогут снизить давление на госфинансы.

Валентина Кузик Валентина Кузик , Економічний журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram