От зарплаты до зарплаты
Впрочем, на Востоке настроения понемногу меняются и причины опять же - экономические.
Если до прихода украинской армии на Восток и восстановления законности и правопорядка число сторонников “ДНР”, например, в Селидово на Донеччине по данным опроса региональных корреспондентов Stronger Together колебалось в районе 60-65%, то сейчас на антиукраинских позициях стоят меньше половины жителей, из них сторонников т.н. “ДНР” - всего 20-30%. И главная причина такого резкого падения популярности - уровень жизни на окупированной територи опустился “до уровня плинтуса” - пишут местные журналисты.
В то же время и жизнь на Востоке нельзя назвать “сытой”. Например, почти 40% северодончан утверждают, что их дохода хватает “только на продукты”, 32% имеют определенные финансовые трудности, в том числе не могут позволить себе значительные финансовые траты, 23% - не хватает даже на продукты, и только 5% опрошеных денег “хватает на все”.
Только 11% северодончан получают в месяц более 3,5 тыс. гривен на члена семьи. 40% населения, довольствуются суммой от 1,5 до 3,5 тысяч гривен на человека, а половина населения и вовсе зарабатывает меньше 1,5 тысяч гривен на человека. Такая статистика регионального пресс-центра Stronger Together объясняется в том числе и наплывом переселенцев: они готовы работать даже за небольшие деньги, чтобы хоть как-то прокормиться.
На вопрос, как можно сэкономить, в Рубежном на Луганщине чаще всего отвечают: на продуктах, бросить курить или оформить субсидию на «коммуналку».
К слову, именно рост цен на коммунальные услуги - один и самых болезненных тем этого года: “Это ж разве возможно мне за двухкомнатную квартиру заплатить 400 гривен за одно отопление в месяц? А как вода горячая подорожала? Пока всю коммуналку заплатишь уже с пенсии и поесть купить не останется».” - сетует пенсионерка из Мариуполя Надежда Евгеньевна.
Не зарплатой единой
Немудрено, что наши земляки стараются выживать за счет дополнительных источников дохода. К примеру, десятая часть селидовчан выращивают овощи и фрукты для себя или продажи, около 5% дополнительно держат птицу и домашних животных, около 7% горожан выживают за счет различного вида подработок: в интернете (от простых кликов до квалифицированного фриланса), ремонтов, изготовления различных поделок, оказания услуг и др. Это самая предприимчивая часть населения, резерв частного предпринимательства (некоторые уже зарегистрированы официально).
Большинство на улицах Рубежного уверенны, что заботиться о людях в условиях экономического кризиса должна центральная власть. В силу и наличие полномочий местной люди не верят. Вскоре, правда, благодаря реформе децентрализации у местной власти появится куда больше возможностей: и полномочий, и финансов на их реализацию.
Лучше, чем при Кучме, хуже, чем поляки
Еще хороших новостей: cейчас мы живем лучше, чем при Кучме. В 1990-х годах значение “фазенда” было намного больше: в 1999 г. доля собственной продукции, выращенной на приусадебных участках, и домашней консервации, составляла 23% от совокупных ресурсов домохозяйств. За прошедшие 15 лет она снизилась в несколько раз – это значит, что рост уровня денежных доходов был на приемлемом уровне, и не было нужды полагаться на огороды.
Чаще всего Украину сравнивают с Польшей, и неспроста: эти две страны сходны по размеру территории, численности населения. Средняя зарплата в Польше составляет примерно 1 тыс. долларов, или в 5,6 раз больше, чем украинская.
В целом, лишь 12,3% населения Украины получают доходы более 3 тыс грн в месяц на человека. А подавляющее большинство – 70,5% - живут на 1200-2640 грн в месяц.
Около половины приходится на зарплату (48,8% в Украине, 54% в Польше). Вторая по значению статья доходов – пенсии, стипендии и денежная социальная помощь от государства. В Украине на неё приходится 27% усреднённых ресурсов домохозяйств, в Польше – 28,9% (из них 20,4% - пенсии). Предпринимательские доходы – 5,2% в Украине и 8,5% в Польше. Отдельная статья – доход от продажи сельскохозяйственной продукции (Украина – 3,2%, Польша – 3,3%). Наконец, важный источник доходов для жителей обеих стран – это денежная помощь от других лиц: например, родственников на заработках. В ресурсах украинских домохозяйств на эти поступления приходится 7%, у поляков – 4,5%.
Помимо этих денежных поступлений, в Украине отдельно учитывают доходы “натурой”: в частности, 4,6% совокупных ресурсов домохозяйств – это собственная сельхозпродукция, вырощенная на участке и потреблённая дома. Получается, огороды для нас до сих пор важны как источник средств для выживания – примерно настолько же важны, как частное предпринимательство.
Сегодня, несмотря на ухудшение ситуации, пока что наши доходы превышают расходы.
В структуре расходов львиная доля приходится на продукты питания – 51,9%. Чем выше этот показатель, тем более бедным считают население. Насколько плоха ситуация у нас? В 1999 г. на еду тратили 64,2%, но с тех пор этот показатель стабильно снижался, а после кризиса 2008 г. остановился на уровне 50-52%. То есть, сейчас мы живём лучше, чем при Кучме, но значительно хуже, чем живут поляки, у которых на еду приходится лишь 24,4% всех расходов.
Вторая по важности статья расходов – содержание жилья и оплата коммунальных услуг. В 2014 г. она занимала 9,4% бюджета семей в Украине, а в Польше – 15,2%. В этом году доходы населения не растут, а с осени придётся платить за газ по новым тарифам, поэтому можно ожидать, что доля жилищно-коммунальных расходов вырастет.
9,2% расходов польских семей приходится на транспорт. В Украине – лишь 4,3%. Примечательно, что если поляки на здравоохранение тратят вдвое больше, чем на алкоголь и табак (5% и 2,5%, соответственно), то у нас обе статьи “весят” примерно одинаково (3,6% против 3,4%). Более высокий уровень благосостояния поляков виден по удельному весу “развлекательных” расходов: на “отдых и культуру” в Украине тратят 1,8%, в Польше – 6,5%. На рестораны и гостиницы – соответственно, 2,3% и 4,2%. На “разные товары и услуги” - 2,7% и 5,8%.
Главное для повышения доходов и уровня жизни в целом – возобновление экономического роста, а для этого должна прекратиться война. Когда экономика начнёт снова расти, естественным путём вырастут и зарплаты, и социальные выплаты. Возросшие тарифы на коммунальные услуги серьёзно увеличат расходы украинских домохозяйств. Держать их на прежнем уровне дальше было невозможно; но это не значит, что “коммуналка” должна навеки стать камнем на шее у населения. Повышение тарифов – лишь первый шаг, за которым должны последовать следующие: предоставление возможности регулировать потребление тепла и экономить его, предоставлять финансовую помощь в утеплении домов.
Радуют опросы селидовских СМИ: около 77% селидовчан в решении проблем рассчитывают только на свои силы, 13% - на Путина, 7% - на наше правительство и 3% - на местную власть. Даже пенсионерка из Мариуполя Надежда Евгеньевна на вопрос “как может власть помочь в трудный период” отвечает: «Надо чтоб все это закончилось, мы потом сами себе поможем». А значит мы наконец-то начинаем понимать, что наше будущее - в наших руках.