ГоловнаБлогиБлог Олега Батурина

Страх над Парижем

Фильм, которому не повезло стать почти пророческим накануне серии терактов во французской столице, целый год не может выйти в прокат у себя на родине. Показать его в своих программах не решились даже на большинстве кинофестивалей Европы.

Фото: EPA/UPG

Плакаты к фильму Made in France, выход которого во Франции был намечен на 18 ноября, провисели на парижских улицах и в метро недолго. Поспешно их снимать пришлось сразу же после всколыхнувших французскую столицу серии терактов: изображение на афишах наложенного на Эйфелеву башню автомата Калашникова на многих производило действительно шоковое впечатление.

При этом самому фильму не везло в течение всего 2015 года. Выпустить его в прокат изначально планировали в январе, но из-за расстрела редакции сатирического еженедельника Charlie Hebdo дистрибьюторы не рискнули заниматься картиной на столь больную тему. Новой датой релиза назначили 4 ноября, но потом перенесли её на две недели из-за высокой конкуренции кинопремьер на эту дату. А после серии терактов, произошедших в Париже в ночь с 13 на 14 ноября, выпускать фильм так и не решились. «После трагических событий мы приняли решение отложить выход фильма», — отметили в своём заявлении представители компании-дистрибьютора Pretty Pictures и компании-производителя Radar Films. Кроме того, они заявили о намерении изменить рекламную кампанию картины и отказе от слогана «Угроза исходит изнутри».

Посмотреть нашумевший фильм за прошедший год удалось немногим. Несмотря на повышенный интерес, показать его не решились даже практически все мировые кинофестивали – за исключением МКФ в Пусане и Таллинском PÖFF, да и то во внеконкурсных программах.

Made in France режиссёра Николя Бухрифа повествует о журналисте арабо-французского происхождения, который хочет написать статью о джихаде. Ради этого он посещает подпольную мечеть на окраине Парижа и становится частью группы террористической ячейки, которая готовит взрыв на Елисейских полях. К слову, после очередного решения не выпускать фильм в прокат, ему было предложено новое название – «Внутри ячейки», под которым его и показали на Таллинском кинофестивале «Тёмные ночи».

При просмотре Made in France было трудно отделаться от сравнения фильма с нашумевшей в своё время Россией 88 Павла Бардина. В обеих картинах в главную экранную группировку попадают персонажи из совершенно другого мира. И оба располагают видеокамерой, сквозь которую скинхеды и джихадисты любуются собой. При этом псевдодокументальная стилистика и нарочито небрежное, антикультурное пространство России 88 выглядит гораздо органичнее, драматургически точнее и глубже чисто жанровой ленты Николя Бухрифа. Знакомого со скандальной историей вокруг Made in France зрителя может даже разочаровать предсказуемость его сюжета и полнейшее отсутствие в нём прямых параллелей с кровавыми терактами, которые всколыхнули Францию.

Интересен этот фильм другим. Тем, что поднимает болезненную не только для Франции тему внутреннего терроризма и показывает попытку его героев придать своей никчемной жизни острых и радикальных оттенков. По этой причине несказанно жаль, что Made in France не решился показать ни один из кинофестивалей в Украине. Ведь затронутая в нём тема и многократно поднимавшаяся шумиха вокруг фильма вполне была бы достойна отдельной внеконкурсной программы и дискуссии - как на тему террора, так и темы современной (само)цензуры в искусстве и в обществе.

Буквально на днях была названа новая дата выпуска фильма в прокат во Франции: 20 января 2016 года. Англоязычное название Made in France продюсеры решили сохранить, однако из первоначальной афиши к картине исчезнет изображение автомата Калашникова. А с 29 января фильм будет доступен к просмотру на всех платных онлайн-видеоплатформах.

Накануне отложенной на целый год премьеры фильма я поинтересовался у его режиссёра: думал ли он о том, что Made in France может вызвать такую реакцию во Франции? Вот что ответил мне Николя Бухриф:

Задумка снять этот фильм возникла у меня ещё четыре года тому назад. И подтолкнула меня к этому угроза военного джихада во Франции, а особенно теракты, совершённые Мохаммедом Мера (вооружённый 23-летний французско-алжирский террорист в период с 11 по 19 марта 2012 г. напал на французских военных и еврейскую школу в Тулузе, в результате чего погибли 7 человек и 5 были ранены. Был убит в перестрелке с полицией, - прим. автора). Но я никогда не мог себе даже представить, что реальность окажется настолько схожей с моим сценарием.

Не выпускать фильм в прокат было коллективным решением. Лично я не мог себе представить Made in France в кинотеатрах, когда жертвы массового расстрела 13/11 продолжали умирать в больницах. Это было время траура для французского народа и мне показалось, что в этот период не место для кинематографического вымысла. Даже если этот вымысел оказался настолько близок к реальности.

То есть, ваша картина не основана на реальных событиях и реальных персонажах?

Во время работы над сценарием я очень серьёзно и напряжённо работал над разными документами и изучал всё, что связано с джихадом. Но сама история от начала и до конца является вымыслом. А форму триллера я выбрал из-за того, что такой тип истории нравится молодым зрителям. Мне хотелось, чтобы в первую очередь молодёжь посмотрела мою картину и обратила внимание на поднятую мной тему. И я подумал, что именно кино может быть хорошим способом достучаться до них и заставить задуматься.

Надеетесь ли вы, что фильм всё-таки выйдет на экраны?

Его должны выпустить 29 января 2016 года на платных онлайн-платформах. И за неделю до этого, возможно, в кинотеатрах. Но я не уверен, что дистрибьюторы смогут договориться с ними. Ведь их владельцев наверняка отпугнёт тема фильма, особенно после расстрела в клубе Bataclan. И я могу их понять. К тому же, я не хотел бы привлекать полицейских, чтобы они обеспечивали безопасность возле кинотеатров во время сеансов. Ведь это всего лишь кино, а не политическое высказывание.

Хочу подчеркнуть, что мой фильм не был запрещён властями. Не выпускать его в прокат было общим решением производителя, дистрибьютора и меня, как режиссёра – по моральным соображениям.

О чём будет ваш следующий фильм? Когда можно ожидать его выхода на экраны? Чем вы сейчас занимаетесь?

Как раз сейчас я работаю над своей следующей картиной «Исповедь», которая является новой экранизацией книги «Леон Морен, священник». Её уже ставил Жан-Пьер Мельвиль в 1961 году с Жаном-Полем Бельмондо и Эммануэль Рива в главных ролях.

И, конечно, я с нетерпением жду 29 января, когда Made in France наконец-то будет показан. Путь фильма к зрителю оказался очень долгим, жёстким и странным процессом. Ведь изначально мы почти год искали для него продюсера, пока в итоге Canal + согласился дать деньги на производство. Потому что тему картину многие воспринимали достаточно маргинальной, не существенной, а порой даже опасной…

За организацию интервью с Николя Бухрифом автор благодарит представителя дистрибьюторской компании WTFILMS Соню Друльйоль и члена отборочного комитета Таллиннского кинофестиваля PÖFF Игоря Гуськова.

Олег Батурин Олег Батурин , Журналист и кинообозреватель
LB.ua в соцмережах: