ГоловнаБлогиБлог Максима Максимова

Нужна ли Украине "сильная рука"?

На прошлой неделе социологи огорошили новостью: “Большинству украинцев не хватает сильной руки”. Ну что тут скажешь? Любят у нас сенсации.

Давайте попробуем истолковать ответы респондентов несколько иначе, чем они поданы социологами. Итак:

Согласно результатам исследования, проведенного Социологической группой «Рейтинг», 59% опрошенных считают, что Украине скорее не хватает «сильной руки», чем «демократии» (26%). Каждый шестой не определился по данному вопросу.

Фото: Макс Левин

Что это значит? Что украинцы ждут усиления роли президента в политической жизни страны? Иначе говоря, ждут от Януковича, когда он окончательно помножит парламент на ноль и станет полновластным самодержцем Всея Украины? А может, ликуют от того, что президент своей сильной рукой, наконец, ввел "комендатский час" для детей?

Отнюдь! По результатам общенационального опроса фонда "Демократические инициативы имени Кучерива" и центра имени Разумкова., главе государства вполне доверяют только 6,5% опрошенных, преимущественно доверяют 19,3%, преимущественно не доверяют 23,9% и совсем не доверяют 45% украинцев.

Это значит, друзья, что украинцы ждут другую сильную руку, ту, которая свою силу употребит иначе - не на "комендантский час" для детей, а наведет порядок и установит демократию, читай - диктатуру закона.

Та же ситуация со свободой слова. На сайте "Рейтинга" читаем:“42% опрошенных считают, что Украине скорее не хватает “большей свободы слова”, чем “большей цензуры” (26%). Каждый третий не определился по данному вопросу”. (Для справки, по сведениям “Деминициативы”, в отличие от Януковича, СМИ полностью доверяют 10,3% украинцев, преимущественно доверяют - 48%, преимущественно не доверяют - 21,2%, совсем не доверяют - 12,6%)

Что это значит? Что украинцы хотят знать больше подробностей о жизни звезд или им не хватает информации о золотых унитазах в Межигорье? А может, зритель устал от насилия, льющегося с экрана бесконечным потоком? И как, вообще, понимать, что СМИ, которым доверяют в принципе, не хватает свободы слова? Ведь, согласитесь, доверять тому, кто вас обманывает или скрывает правду - нонсенс.

Думаю, дело не в обмане. Результаты опросов говорят, что информация, циркулирующая в СМИ, не в полной мере удовлетворяет нуждам украинца. Скажу проще: она не цепляет. От СМИ ждут открытости, но открытости другого рода, украинец ждет информации, но в другой подаче.

Пойдем дальше.

“Половина опрошенных считают, что Украине "нужно развивать рыночные отношения", а 31% - "возвращаться к плановой экономике"”.

Как это понимать? Что украинцам не хватает рынка? Или плановой экономики?

Думаю, это значит, что украинцы не хотят отказываться от рыночной экономики, но хотят, чтобы рынок стал предсказуемым (“плановым”) цивилизованным, с внятными правилами игры. И так во всем.

Это как со стаканом воды - для одних он полупустой, для других - наполовину полный. При этом, стакан один и вода в нем одна, но субъективная оценка реальности у двух групп разная.

“44% опрошенных украинцев не жалеют о распаде в 1991 году Советского Союза, 41% – жалеют. Каждый шестой не определился по данному вопросу”.

Аналогично. Половина украинцев ценит приобретенную независимость, по данным “Рейтинга”, в основном, это сторонники оппозиции - стакан наполовину полный. Другая половина, сторонники КПУ (да, я не ошибся, даже престарелые коммунисты в наше время уже не такие идейные) и в меньшей степени, ПР сожалеет об утрате нормальных доброжелательных отношений между некогда близкими народами – стакан полупустой.

А что здесь удивительного? На Донбассе, как и в Крыму, живет много этнических русских, для которых разрыв с Россией, часто-густо, разрыв человеческих, а то и вовсе, семейно-бытовых связей. Вот и тоскует народ по нормальному общению. На Западной Украине такой социальной «зависимости» от России нет.

Социологи часто, как в избитом анекдоте, “играют на контрастах”. Ведь, казалось, ну что может быть проще, после первого вопроса о сильной руке задать дополнительный: “Как вы считаете, может ли президент Янукович претендовать на роль сильной руки?”. Наверняка, мы бы узнали много интересного.

Вместо этого читаем.

“Кроме того, украиноязычные респонденты больше считают, что стране не хватает демократии и свободы слова, чем русскоязычные. Те же зависимости и по национальности: русские больше поддерживают “сильную руку”, увеличение цензуры и возврат к плановой экономике, чем украинцы”. Исходя из сказанного, получается, что граждане Украины - этнические русские совки-совками: спят и видят, как бы вернуться в СССР на любимый конвейер плановой экономики, где под крепкой дланью мудрых вождей будут строить коммунизм, перещелкивая две кнопки центрального ТВ.

Абсурд! Русскоязычным, как и всем украинцам, не хватает торжества законности, стабильности в экономике и очищения информационной пространства от сомнительного контента преимущественно «желто-клубничного» цвета.

Именно, желанием социальной справедливости, прозрачных и предсказуемых правил игры объясняется тот факт, что “75% из тех, кто сожалеет о распаде СССР, считают, что Украине больше не хватает “сильной руки”, половина – хотели бы вернуться к плановой экономике, 40% – увеличить цензуру в стране”. Увы! Для большинства нашего стареющего населения (по словам министра Равиля Сафиуллина через 10 лет украинцев останется 38 миллионов, а через 50 и вовсе 12!) в Союзе остались понятные правила игры, социальная защищенность, а главное, молодость, которая искажает любую объективную картинку.

***

Любят в Украине контрасты. На этом построен целый бизнес, и не только политический, но и интеллектуальный. (В социологии, кстати, без контрастов не обойтись, дихотомический подход часто предопределен самой методологией социологических замеров.)

Тем не менее, контрасты - не лучший материал для построения нации.

По большому счету, на Востоке и на Западе нам, україномовним и русскоязычным, нечего противопоставлять друг другу. Украине нужна альтернатива. Альтернатива, которая станет консенсусом и для тех, кто “за” “сильную руку” и для тех, кто “против”.

Начать можно с того, что вместо сильной руки поискать сильную ногу, которая ускорит тех, кто сегодня возомнил себя “сильной рукой”.

Максим Максимов Максим Максимов , Другой Донбасс
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram