ГоловнаБлогиБлог Анны Агафоновой

Креативный (?) Kласс (!)

«Эгоизм – это не жить, как хочешь. Эгоизм – это заставлять других жить так, как хочешь ты». О. Уайльд

Если вспомнить пирамиду Маслоу, культура и самовыражение не относятся к базовым потребностям человека. В этом месте мне всегда хочется узнать, относится ли к базовым потребностям насилие или другие негативные проявления человечьей сущности.

Фото: Макс Левин

Но востребованность культуры иногда меняется в зависимости от того, насколько удовлетворены эти самые базовые потребности. Следовательно, если сейчас украинское общество заговорило о культуре, то мы можем порадоваться за себя лично и за все наше племя – если в политике и экономике появляется дискурс о культуре, о креативной индустрии и иже с ними, значит волк под столом, как в мультике, уже поел и выпил и говорит: «Щас спою!».

В сообществах людей творческих профессий сейчас на слуху такие понятия, как Креативная индустрия, Креативный класс и даже фантастический Креативный кластер (тррр, пиу-пиу). За новыми словами кроются события и явления, которые много раз уже повторялись в веках и появились отнюдь не вчера. Если кто-то не догадался, то подскажу, что самое исторически древнее описание того, что мы наблюдаем, было предпринято царем Дарием, использовавшим культуру, как политический и экономический инструмент. После него этот трюк повторялся многократно.

Серьезное дело

«…чернопопики, выползни…

мне 40 лет – чем я занимаюсь?»

Миша х\ф «День радио»

К последующим примерам расцвета креативных сообществ, легкости бытия и увеселительных пикников можно отнести эпоху Людовика 14-го, сделавшего моду основным инструментом государственной политики и главным экспортным товаром. Республика Дожей Венеция также составляла казну из торговли и индустрии наслаждений. Александр Македонский и другие Красны Солнышки, как в славянском, так и в римском мире от Марка Аврелия до Франца-Йозефа использовали образование и культурные институты для укрепления империй.

Замысловатая культура Японии, сформировавшаяся в условиях Сёгуната и экономической изоляции, также изобилует креативными решениями в самой основе своей эстетики и на сегодняшний день является одним из лидеров индустрии инноваций и креатива. Позже, с воцарением индустриальной эпохи, рюши, песни и качели были признаны делом несерьезным, а главное, не гарантирующим быстрого дохода. Посмотрев на сегодняшний Донбасс можно по устремлениям молодых специалистов составить представление о том, по какой парадигме развивается представление о «серьезном деле» в условиях только одного монополиста на рынке труда и одного градообразующего предприятия.

Креативный Донбасс

…каждый из нас немножко Янукович…

Но и этого достаточно…

Понятие Справедливости в различных культурах различается почти радикально и привилегированной группой могут оказаться сильные и агрессивные, умные и образованные, талантливые, рожденные красивыми, рожденные от определенных родителей, лояльные и бездействующие и т.д. Место креативной индустрии на Донбассе нельзя назвать привилегированным, а скорее можно отнести к рабочему классу или низам среднего в силу материальной несостоятельности. В случае поддержки и дотирования данной отрасли, можно будет говорить о Законах в пользу бедных.

Почему же труженики креативной индустрии не составили креативный класс на Донбассе, а стремятся выехать хотя бы в Харьков? На Донбассе нет пока что «ярмарки тщеславия» в верхах. Да и самих «верхов» тоже нет. Креативный класс – поставщик продуктов на эту ярмарку тщеславия, бежит или сдается на милость местного банального заказчика. А заказчики – местные богачи и политики, все еще хвастаются друг перед другом машиной или постройкой, а не «святыми мощами» в форме гениальной картины Эммы Андиевской или мозаики Аллы Горской, благополучно украшающей Макдональдс, а следовательно не можем мы пока говорить об элите и устойчивой традиции власти.

Традиционно Власть считалась сакральным даром и помазанием Божьим, то есть обладание реликвиями или мощами – культурными и религиозными артефактами, и составляло ярмарку тщеславия правителей, властителей и вершителей. Но пока мы разеваем рот на проезжающий лимузин, и мы сами, и его обладатели – одно и тоже, как бы мы их не ругали.

Анна Агафонова Анна Агафонова , Переводчик, наблюдатель за Донбассом, координатор проектов
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram