ГоловнаБлогиБлог Анны Агафоновой

Украинская культура: символическое производство

Самым сложным в написании моего курсового проекта на тему "Украинская культура: рынок символической продукции в условиях глобализации" было вручить его своему научному руководителю, на пути чего стояли различные обстоятельства. Еще одной сложной задачей было получение статистики от различных международных миссий в Украине: во французском культурном центре меня обхамили, многие просто не отвечали.

Приношу благодарность Делегации Еврокомиссии в Украине и Посольству США за предоставленные данные. От остальных "двоечников демократии и прозрачности" ждем-с. Поэтому раздел о деятельности миссий не вошел в курсовой проект, а запланирован для дипломной работы. В дальнейшем я буду последовательно публиковать разделы курсовой для освещения данной темы, в Украине мало изучаемой.

Структура работы включает 3 раздела:

1. Теоретические основы сферы культуры как фактора общественного производства и ее взаимодействие с другими сферами общественной жизни.

2. Состояние современного культурного производства Украины и факторы, на него влияющие.

3. Функционирование культурной сферы в условиях либерализации мировых финансов.

Основные понятия:

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Абстрактные функции культуры: интегративная, регенеративная, календарная, управленческая. Для экономического исследования наиболее интересной функцией является Управленческая функция.

Управленческая функция и воздействие на культурно подчиненных членов общества

Согласно Теории праздного класса Т. Веблена, "праздная" часть общества стремилась предъявить доказательства своего непродуктивного состояния, будь то объекты-аксессуары, "декоративные" женщины или праздное производство и потребление. Еще во времена Дария 1 завоеванные земли подвергались культурной экспансии посредством предъявления и внедрения символов власти, богопомазанности, силы и дружелюбия. Для легитимации власти и (неравноценного) обмена между колониями и колонизатором использовалось культурное производство, которое помогало дистанцировать власть от принуждаемого социального элемента и обосновать «верховность» правящего класса не прибегая к перманентным затратным насильственным мерам. В разные периоды истории различные социально-экономические системы прибегали к инструменту символического производства с поправкой на актуальный религиозный и этический примат. В эпоху пост-модерна, например, таким приматом можно считать обязательное условие «быть счастливым», на помощь к которому приходит целый набор кодов и символов, транслируемых популярной культурой хеппи-энда.

Автономность и оппозиция

Рынок символической продукции в условиях либеральной экономики и демократии имеет основными характеристиками Автономность и Оппозицию. Еще одним феноменом становления рынка и самой отрасли становится специализация агентов рынка символической продукции – университеты, галереи, коллекционеры и критики становятся некой буферной зоной между производителем символической продукции (как ремесленным цехом) и покупателем-заказчиком (частным сектором и властью):

Автономность. Предпосылкой автономности является освобождение производителя символической продукции от цензуры и само-цензуры, которую навязала конфронтация с чуждой символическому производителю публикой, и обеспеченное критической поддержкой публики, которая рекрутируется из реальных или потенциальных производителей. Автономность культурной отрасли характеризуется тем, что Покупатель и Конкурент – это одно и то же лицо. Культурное производство стремится подчиняться собственной логике — логике перманентного опережения, которую порождает диалектика дистанцирования. Поле производства, которое исключает всякую ориентацию на внешний заказ, и которое, подчиняясь собственной динамике, развивается благодаря накопленным разрывам с прежним способом выражения, может только непрерывно сводить на нет условия для принятия его продукции внешним по отношению к полю миром. Символическая продукция требует определенных специфических механизмов по ее усвоению и сами эти механизмы и коды являются продуктом и предметом купли-продажи. Так символическая продукция обречена в силу структурной необходимости идти впереди рынка, и по этой причине предрасположена к выполнению социальной функции дистанцирования сначала в отношениях между слоями доминирующего класса, а в более долгосрочной перспективе – в отношениях между социальными классами.

Оппозиция. Промышленная революция повлекла за собой ужесточение классового противостояния между аристократией и буржуазией, а также принесла победу последней. Вследствие этого появились три основных сектора общественной жизни и новое противостояние, уже сопряженное с данными секторами: государственный сектор, частный сектор и гражданское общество. Такая романтическая реакция, как богемная эстетизация бедности, повлекла за собой углубление специализации внутри культурной отрасли и выделение нового явления – держателей средств распространения в виде театров, галерей, музеев, книжных магазинов и прочее. Держатели средств распространения стали своеобразным связующим звеном между буржуазным платежеспособным обществом и производителями символической продукции, но и разделили своим посредничеством производителя и заказчика.

Конкуренция

Расширение круга потребителей символической продукции происходит за счет распространения начального образования. Однако, это деклассирует сам символический продукт до штамповки и культуры масс. Реакцией на данный процесс становится замыкание искусства в самом себе и адресация произведения alter ego художника. В борьбе за лидерство в автономном и оппозиционном, а значит замкнутом, пространстве возникает Поле, способствующее гонке инноваций и борьбе за лидерство. В соответствии с теорией поля Курта Левина, в Поле преобладает совокупность импульсивных ответов, ориентированных на ситуативно значимые объекты, не связанные с внутренними потребностями индивида. В силу замкнутости Поля единственное возможное преимущество – это истинность, отличие. Поэтому в Поле культивируются дистанцирующие признаки (стиль, манера). Дистанцирование является важным аспектом формирования рынка культуры и символической продукции, так как оно – способ преодолеть анонимность и незначительность, а значит, стать лидером в своей конкурентной среде и превратить своих конкурентов в клиентов.

Ценность и стоимость

Еще одной особенностью рынка символической продукции является характер стоимости продукта – стоимость не опирается на вещественную форму, а на уникальность символического содержания. Когда идет борьба между различными производителями, то она ведется также и за узурпацию истинности, или, словами Вебера, на монополию легитимного манипулирования определенным классом символических благ. Отсюда еще одна особенность символического производства с его индивидуальным характером, определяющим ситуацию на рынке, где Клиенты есть одновременно Конкуренты. Форма символической продукции не определяет ее стоимость, даже если это усеянные бриллиантами объекты Дамиена Херста. Можно предположить, что именно является критерием определения Символического или Культурного продукта: общественное значение произведения, обусловленное его ценностью, складывается в процессе обращения и потребления, управляемого объективными отношениями между институциями и агентами, вовлеченными в них. Значит, производитель ответственен за производство символического продукта, а культурное поле и присутствующие в нем агенты ответственны за производство потребителей (конкурентов производителей) символической продукции.

(продолжение следует)

Анна Агафонова Анна Агафонова , Переводчик, наблюдатель за Донбассом, координатор проектов
LB.ua в соцмережах: