И всё чаще в ходе дискуссий II Киевского международного экономического форума, проходившего 8 октября, приходилось слышать мнения, что, дескать, нельзя обслужить внешний долг Украины без девальвации национальной валюты и плюс инфляция. Более того, если перейти к 50% инфляции, то через пару лет долгов не будет ни у кого и ни перед кем. Да долгов не будет, но и не будет сбережений. Правда, в такой чрезвычайно сложной ситуации роль Нацбанка по-прежнему не ясна. Думается, НБУ уже просто перестал даже пытаться управлять ожиданиями.
Спикеры на форуме также неоднократно отмечали, что кризис – это, прежде всего, крах доверия. А доверие – это вещь, на которой в принципе держится экономика. Однако, сейчас очевидно, что экономика Украины держится не на доверии, а на принуждении: на политическом, на экономическом. Как жить дальше экономике в это тяжелое во всех смыслах кризисное время, если не хватает:
1) национальной инвестиционной системы, которая бы связывала банковскую систему с инвестициями в развитие производства;
2) государственной политики развития различных отраслей экономики;
3) законодательного обеспечения долгосрочного целеполагания стратегии развития;
4) механизмов ответственности за управление государственными деньгами.
К сожалению, до сих пор политические лидеры не хотят поделиться своим виденьем развития экономической ситуации в стране. В принципе, как обеспечить макроэкономическую стабильность и как подавить инфляцию – знают почти все экономисты. Это сделать интеллектуально просто, но болезненно. А вот как в теперешних условиях строить эффективную экономику в Украине – это большая проблема. Конечно, и она решаема. Тем более, что многие страны подобное уже решали, правда, индивидуально и, исходя из своего исторического опыта, сложившихся обстоятельств и особенностей текущего времени. Главное только, чтобы мы не оказались в так называемой ловушке, когда спрос будет - как в развитых странах, а действующие институты – как в развивающихся.
Думаю, вероятнее всего, у нас стимулировать экономический рост будут через слабую гривну при высокой инфляции. Однако, в Украине, по-моему, в это время пытаться стимулировать экономический рост через разгон инфляции уже просто невозможно. Нужны структурные реформы. Более того, курс гривны будет снижается, а инфляция, скорее всего, - не будет сильно расти. Да и международные рейтинговые агентства продолжают повышать наши суверенные риски.
Но, одно дело рейтинг, а другое – состояние экономики и дефицит бюджета. Это как два арбуза на одной ладони. Поэтому, можно ли вводить меры экономии и одновременно пытаться стимулировать экономический рост? Думаю, уже нет сомнений, что нас ждет в ближайшие два-три года, а то и пяти лет довольно существенный спад, в рамках которого вероятно и будут зарождаться новые экономические системы и схемы выхода из кризиса. А также нам предстоит найти ответы на главные вопросы: какие наши возможности, и какими будут наши действия?
Об этом также 10 октября вели дискуссию с профессором Норвежского института стратегических исследований Эриком Райнартом в ходе конференции «Альтернативная модель экономики Украины: за и против». Жаль, что кроме народного депутата Виктора Галасюка, никто из представителей исполнительной и законодательной властей не приняли участия в ее содержательной части. Лично для меня ключевым месседжем обсуждения стала фраза о том, что защита экономической стабильности начинается там, где удается находить баланс между тем, как мы зависим от рынка и как рынок зависит от нас.
Что ж, все страны к своим политическим и экономическим кризисам шли почти одинаково, приблизительно теми же путями. А вот те страны, которые успешно решали свои политические проблемы и достигали экономического оздоровления – счастливы были каждая по-своему. Например, у нас в Украине, думается, основная сегодняшняя проблема связана с качеством политических и экономических решений. И особенно в ближайшее время еще более обострятся проблемы и противоречия, связанные с разрывом между бедными и богатыми, а также между сбережениями и накоплениями, т.е. между тем, что в нашей экономике сберегается и что инвестируется. И вот только тогда, когда эти цифры сблизятся (лучше за счет роста инвестиций, а не снижения сбережений) – тогда последует экономический рост и будет политическая стабильность.