ГоловнаБлогиБлог Юрія Огірчука

Старая песня...

По рынку вновь гуляют бравурные победные реляции и просто досужие размышления о возможности скорого возобновления работы Одесского и Лисичанского НПЗ. Если верить всему тому, о чем говорят с высоких трибун и не только, то новоприобретение С. Курченко должно составить конкуренцию импортерам уже чуть ли не с началом осени, а относительно «украинской головной боли» И. Сечина прогнозы не столь утешительны – самое лучше, если завод запустится следующей весной. Однако, как пишет нефтяное обозрение «Терминал», и это вызывает большие сомнения…

 Итак, начнем с грустного. Как сообщили в Минэнергоуглепроме, объем переработки нефти на украинских нефтеперерабатывающих заводах в первом полугодии достиг абсолютного минимума за все время независимости Украины и составил чуть более 1,5 млн. т нефти, что на 43% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Даже в кризисный для нефтепереработки 1999 год украинские НПЗ за первые шесть месяцев переработали порядка 2,5 млн. т, подчеркнули в ведомстве.

При этом, несмотря на то, что не далее, чем в мае текущего года вице-премьер-министр Ю.Бойко уверял нас в том, что украинское правительство ожидает запуска Лисичанского НПЗ этой осенью, сейчас в профильном министерстве говорят о несколько о других сроках. Да и конкретики в данных речах не наблюдается. В частности, как сообщил глава ведомства Э. Ставицкий,  он рассчитывает на полноценный запуск Лисичанского завода не ранее февраля-марта 2014 года. «Технологический цикл Лисичанского НПЗ предусматривает от начала принятия решения не менее пяти месяцев», - сказал он, уточнив, что в настоящее время переговоры с собственником завода уже вышли на финальную стадию. Однако далее речь министра сбилась на невнятные предположения: «…можно запустить первый цикл, что даст возможность привлечь специалистов, снять социальное напряжение, а потом перейти к выпуску нефтепродуктов…».

Тут стоит напомнить, что глава «Роснефти» И. Сечин не видит смысла в продаже украинского актива. Кроме того, «Роснефть» уже запланировала провести в текущем году капитальный ремонт ряда установок на предприятии. Да и целостная оценка рыночных позиций компании говорит о многом. После поглощения ТНК-ВР «Роснефть» обретает реальные очертания наиболее мощного игрока на нефтяном поле сопредельных государств. Так, в ее орбиту уже втянуты два крупных белорусских НПЗ и один из мощнейших - в нашей стране. Потому возрождение Лисичанского завода – дело принципа. Будет ли при этом создано СП на паритетных началах с одной из околовластных украинских групп, говорить пока рано. Однако, однозначно ясно, что загрузка завода в Лисичанске ресурсами «Роснефти» автоматически превратит его владельцев в игрока «номер один» на украинском нефтяном рынке. Источники в российской компании говорят, что Игорь Сечин настаивает на скорейшем запуске украинского завода. Но технические специалисты утверждают, что в таком случае физически не удастся обеспечить работу всех технологических установок, что подразумевает выпуск неликвидной продукции и соответствующие убытки. Поэтому самый вероятный срок пуска – в лучшем случае, весна следующего года. Однако учитывая, что завод способен перерабатывать более 6 млн. т нефти в год, и даже при минимальной загрузке он будет в силах обеспечить порядка 30% потребности украинского рынка нефтепродуктов, импортерам есть о чем думать уже сейчас…

Не стоит забывать и о рыночных притязаниях группы ВЕТЭК. Ведь по экспертным оценкам, Одесский НПЗ может освоить около 200 тыс. тонн нефти в месяц и производить из нее 70 тыс. тонн дизельного топлива и 30 тыс. тонн бензина. В годовом исчислении это дает 840 тыс. тонн дизельного топлива и 360 тыс. тонн бензина, что соответствует 14% и 9% от общего объема их потребления в Украине. При этом некоторые эксперты уверяют, что переработку нефти на Одесском НПЗ могут начать уже до конца лета. Об этом же обмолвился и профильный министр. Однако пока никто не дает внятного ответа на главный вопрос – откуда же придет нефть?

Более того, по словам президента отраслевой ассоциации Л. Косянчука, ОНПЗ осуществляет «весьма неглубокую переработку нефти». Данное обстоятельство, по его мнению, понизит объемы производства бензина и может сказаться на его качестве в сравнении с зарубежными продуктами. «Чтобы занять нишу на украинском рынке и составить конкуренцию иностранным аналогам, одесские нефтепродукты придется продавать по цене на $100-160 за тонну дешевле», — утверждает он.

Тем временем, участники рынка оценивают инвестиции, необходимые для вывода ОНПЗ на более высокий технологический уровень, не менее чем в $500 млн. со сроком окупаемости в 5 лет. Директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин не сомневается, что С. Курченко сможет аккумулировать необходимую сумму для технического развития своего новоприобретения. Но не исключает и административной «подстройки рынка» под это предприятие. «Это может быть введение заградительных пошлин на импорт тех марок бензина, которые способен выпускать ОНПЗ, и «мягкой» таможенной пошлины при ввозе сырой нефти», — указывает С. Сапегин. При этом практически все эксперты соглашаются, что владельцы украинских розничных сетей вполне могут отказаться от части объемов нынешних поставщиков в пользу ОНПЗ, если будет предложена конкурентная цена.

Наряду с этим, заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев более категоричен в оценках ситуации. Так, по его мнению, «нефтеперерабатывающая отрасль Украины умерла уже несколько лет назад, поэтому говорить сейчас о некоторых существенных изменениях невозможно. Это связано с отсутствием государственного контроля над выполнением инвестиционных обязательств владельцами нефтеперерабатывающих заводов. Они надеялись, что им и в дальнейшем будут обеспечивать тепличные условия деятельности». «… Это не означает, что в Украине вообще нет производства. Когда речь идет об объемах сокращения переработки нефти, то учитываются почему-то только шесть НПЗ и один ГПЗ. Однако никто не говорит, сколько на самом деле производителей нефтепродуктов в Украине. А их – более сотни. Хотя их продукцию никто не учитывает», – отмечает г-н Рябцев.

Как бы то ни было, а поднятая экспертом проблема вызывает обеспокоенность уже и высших сферах. В частности, в Министерстве доходов и сборов Украины занялись проверкой рынка нефтепродуктов. Как сообщают информированные источники, чиновники подозревают, что значительную часть топлива на наш рынок могут поставлять маломощные НПЗ, которые получают нефть через нелегальные трубопроводы, неучтенную добычу сырья, а также путем краж на нефтепроводах,  не оплачивая при этом акцизы и сборы. По словам пресс-секретаря министерства Андрея Соколова, проверяются, в первую очередь, нефтеперерабатывающие мини-заводы, оцениваются объемы их производства.

При этом никто не будет спорить, что конкурировать на равных с импортерами отечественная переработка не в силах, ведь, например, в  той же Беларуси в отрасль было вложено на порядок больше средств, чем в Украине. Потому без привлечения инвестиций отрасль рискует окончательно деградировать. По прогнозам ряда экспертов, в текущем году отечественные заводы смогут переработать максимум 3 млн. т нефти, а доля импортных нефтепродуктов на рынке достигнет 85%. «Это если считать только Кременчуг и Шебелинку», - уточняет Г.Рябцев. Если же учитывать всех переработчиков, то доля импорта, по оценкам эксперта, составит в лучшем случае 70%. При этом список неработающих предприятий отрасли может пополнить еще и Шебелинский ГПЗ. Вот и верь после этого тем, кто прогнозирует, что уже в следующем году доля нефтепродуктов отечественного производства превысит 50-60%...

 

Юрій Огірчук Юрій Огірчук , Аналітик розвитку паливного ринку
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram