ГоловнаБлогиБлог Юрія Огірчука

Вспомним, как это было...

Как Майдан создал ажиотаж на столичных заправках

 Политическая нестабильность в стране и отсутствие полноценно действующего Кабинета Министров на прошлой неделе оставались главными раздражителями для валютного рынка. В свою очередь, продолжающееся падение курса гривны и далее провоцировало рост цен на топливо. Как в оптовых сегментах, так и в рознице. Однако вспомним события 20 февраля, наделавших много шуму в столице и не только…

 Итак, как все мы помним, события четверга 20 февраля стали пиком противостояния уже бывшей власти и активистов Майдана. Помимо этого, этот день запомнился всем нам и особенностями работы киевской розницы. Отметим, что в связи с обострением политической ситуации в стране и в силу необдуманных заявлений со сцены Майдана именно в тот день большинство столичных автовладельцев решили заранее запастись топливом, опасаясь, что вскоре его запасы на заправках будут исчерпаны. В результате на АЗС Киева образовались длинные очереди из машин, в которых водителям приходилось стоять часами. Участники рынка отмечают, что спрос на топливо вырос в три-четыре раза.

В данной связи нельзя не вспомнить и о слаженной работе столичных ритейлеров в условиях не объявленной информационной войны. Наиболее емко ситуация была очерчена менеджерами розничной сети «ОККО» на официальной странице в Facebook: «АЗК ОККО работают в обычном режиме, снабжение топливом АЗК происходит бесперебойно… Поэтому на данный момент об остановке работы речь не идет». Как сообщалось, определенные проблемы все же были, - из-за того, что бензовозы не впускали в столицу. Это подтверждается в частности и заявлением совладельца группы «Приват» Игоря Коломойского, который призывал водителей воздержаться от паники и сохранять спокойствие.

Поспешили успокоить киевлян и в тогда еще действующем "старом" Кабмине. «Запасов нефтепродуктов на сегодня достаточно для обеспечения спроса более чем в течение трех недель потребления: около 200 тыс. т бензина и 400 тыс. т дизеля. Основные трейдеры подтвердили свою готовность полностью обеспечить рынок топливом», - заявлял и.о. вице-премьера Юрий Бойко. В свою очередь директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев отмечает, что «говоря о том, что на заправках нет никакого дефицита нефтепродуктов, г-н Бойко несколько завысил время, на которое должно хватить запасов, если будут перебои в поставках. Не на всякой заправке есть запас топлива на три недели — такого, обычно, не бывает и не может быть. Но большие сети АЗС действительно проводят закупки из расчета создания запасов где-то на две декады. Так что сейчас нет никаких тревог и опасений относительно наличия топлива».

«Нет никакого основания закрывать автозаправки. Запасы есть. Все это – слухи. Мы можем с уверенностью сказать, что сейчас нет никакой причины для создания помех в работе наших автозаправочных комплексов. Все АЗК WOG работают в штатном режиме, и будут впредь поддерживать жизнедеятельность страны, — отмечал генеральный директор компании «ВОГ РИТЕЙЛ» Сергей Корецкий. — Сейчас ажиотаж спал, очереди наблюдаются преимущественно в часы пик. В нашей сети запасов хватает, топливо подвозят на АЗК регулярно без сбоев», - говорил он. В штатном режиме работали сети автозаправок ТНК, SOCAR, БРСМ-Нафта», Shell и др. Тем не менее, ажиотаж спал лишь к концу дня…

Тут интересно и мнение президента отраслевой ассоциации Леонида Косянчука. «На самом деле, я не исключаю, что где-то на какой-то заправке закончилось топливо, потому что появились трудности с подвозом продукции. На многих мелких заправках топливные баки имеют объем максимум кубов 10, а это достаточно мало в подобных ситуациях. Вот и пошла волна, кто-то кому-то позвонил, и кто-то кому-то сказал, что ровно через два часа закончат работу все АЗС и т.д. и т.п. Причем были совершенно дикие версии, связанные с тем, что АЗС закрываются, чтобы не делали файеры на Майдан. Как известно, человеческая глупость бесконечна, как и вселенная», - отметил он. «Проблемы с топливом на самом деле вообще не было. Была одна проблема – персонал АЗС валился с ног, он не успевал обслуживать клиентов. И, конечно же, пробки, которые естественно, препятствовали своевременному пополнению запасов. Тем не менее, к вечеру вчерашнего дня народ понемногу начал успокаиваться, хотя и беспокойство людей можно понять: когда в центре города настоящая война и убивают людей – это уже не шутки», - сказал эксперт.

В результате всего этого, как говорит директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин, «выручка столичных АЗС за четверг выросла по разному в зависимости от месторасположения: где-то на 30%, а где-то и на все 100%. То есть в среднем по рынку объем прирос где-то в полтора раза. Отмечу, что ажиотаж наблюдался не целый день, а несколько часов четверга — с обеда до вечера. На многих точках уже около 20.00 было все спокойно».

Как сообщил «Терминалу» в минувший вторник совладелец сети АЗС «КЛО» Игорь Чернявский, недавний ажиотаж на столичных заправках был вызван банальной уткой, - «Кто-то запустил утку. Думаю те же, кто остановил метро в Киеве…». В силу этого, по его словам, пролив за сутки оказался вдвое выше обычного дня: «Заправщики устали, водители устали. Теперь дней пять будут меньше заправляться. Пока не выкатают что перезапасли...». В отношении же дальнейшей направленности цен И. Чернявский был немногословен: «Все пропорционально курсу доллара и биржевым котировкам, ничего нового, с ресурсным обеспечением проблем нет».

Тем временем, оптовые операторы, похоже, уже приспособились к новому порядку приобретения валюты для расчетов, согласно которому заявка на покупку удовлетворяется не ранее 6 операционных дней после ее подачи и депонирования средств. Однако гривна продолжает слабеть, что заставляет трейдеров и дальше корректировать цены. В результате этого оптовый рынок «сжался» до рекордных минимумов в части реальных сделок. Подобное снижение торговой активности операторы рынка объясняют, прежде всего, перенаправлением основных объемов на пополнение собственных запасов. «Такими темпами крупный опт как сегмент рынка может стать достоянием истории. Никто сегодня не хочет рисковать и угадывать, каким курс будет завтра, а поставки «под себя» позволяют минимизировать риски», - отметил один из трейдеров.

Естественно, все это не могло не привести к дальнейшему росту цен в рознице. В частности, последний отмечался 26 февраля на заправках основных игроков рынка. Наиболее существенно цены в минувший вторник выросли в сети «БРСМ-Нафта» - на 50 коп./л на бензины и на 28 коп./л на дизтопливо. SOCAR Energy повысила цены на А-92-й бензин и дизель на 48 коп./л, на бензин марки А-95 – на 49 коп./л. ОККО повысила цены на 30 коп./л на всю линейку топлива, WOG – на 27 коп./л, «Формула Ритейл» и UPG - на 20 коп./л, «ЛУКОЙЛ» - на 14-15 коп./л. И это далеко не предел…

И напоследок снова процитируем Л. Косянчука, который считает, что «в действительности нефтепродуктов хватает. Проблема только в одном — в курсе гривны. Он «уходит», что и отражается на цене. Нефтепродукты будут. Дай Бог, еще начнут работать банки, тогда все вообще будет замечательно. А на рынке никакой паники нет, ресурсное обеспечение достаточное. И все будет хорошо. Но цена, к сожалению, напрямую зависит от курса гривны, потому что бензин и дизтопливо покупаются за доллары, а продаются за гривну. Прогнозов я сейчас никаких не делаю. Все зависит от гривны. Когда она падает в цене, каждая копейка в минус на гривне дает плюс на литре горючего, продающегося на АЗС»…

Юрій Огірчук Юрій Огірчук , Аналітик розвитку паливного ринку
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram