ГоловнаБлогиБлог Дарьи Бадьёр
Спецтема
Каннский кинофестиваль

Канн с человеческим лицом

Для многих, в том числе и для молодых журналистов, вроде меня, Каннский кинофестиваль всегда был чем-то монструозным, вершиной кинематографического мира. Событие, проходящее ежегодно в Дворце фестивалей на набережной Круазетт, вызывает естественный трепет: несмотря на все стоны о том, что фестивальная культура умирает, Каннский кинофестиваль все равно остается законодателем мод в кинематографе, если можно так еще выражаться в 21-м веке.

Кадр из фильма Королевство полной луны
Кадр из фильма Королевство полной луны

У Канна есть постоянный «режиссерский пул», благодаря которому практически каждый новый фильм таких режиссеров, как Ларс фон Триер, Терренс Малик, братья Дарденн, Педро Альмодовар, проходит сначала испытание каннской публикой. Даже сроки завершения картин режиссеры подгоняют под даты проведения Каннского кинофестиваля – так было, к примеру с Терренсом Маликом, взявшем в прошлом году «Золотую пальмовую ветвь». Его «Древо жизни» ждали еще в лайн-апе 2010-го, но привычка Малика доводить до – как ему кажется – совершенства свою работу сыграла ему на руку.

Впрочем, Тьерри Фремо, директор фестиваля, и команда, отбирающая программу, не зацикливаются на состоявшихся режиссерах. Огромная доля работы киносмотра сосредоточена на том, чтобы открыть новые имена, как было, например, со Стивом Маккуином (фильмы «Голод» и «Стыд», первый получил «Золотую камеру» – приз за лучший дебют в Каннах) или с Ксавье Доланом, канадским хипстером 21 года от роду, представляющего уже третью картину подряд в Канне.

В этом году Каннский кинофестиваль поворачивает кинематограф лицом к зрителю. Не то, что бы Канны не любили зрительское кино - на Круазетт не брезгуют мэйнстримом, и этим объясняется участие во внеконкурсной программе мультика “Мадагаскар 3” в этом году, или открытие фестиваля фильмом “Робин Гуд” Ридли Скотта в 2010-м. Но именно в 20120-м от Каннского лайн-апа не будут воротить нос ни снобы-синефилы, ни киноманы, находящие удовольствие в голливудских фильмах. Основной конкурс 65-х Канн - один из самых сильных за последние годы - состоит из фильмов, пропустить которые нельзя каждому, кто интересуется кино.

Кадр из фильма На дороге
Кадр из фильма На дороге

LB.ua предлагает краткий обзор фильмов основного конкурса.

Открывается юбилейный Канн конкурсным фильмом - новой картиной американского режиссера Уэса Андерсона “Королевство полной луны”. Андерсон, на пару со своим другом Ноа Баумбахом, всегда сочиняли фильмы про американских невротиков, находясь при этом где-то между Вуди Алленом и Терри Гиллиамом. Тот факт, что фильмом Андерсона открывают Канны означает одновременно и признание его как режиссера мирового значения, и очередной крен Канн в сторону американского кино - как никогда сильный в этом году.

“Королевство полной луны” - история о двух влюбленных подростках, сбегающих из маленького городка. На их поиски посылают целый отряд и уж он-то вызовет настоящий ажиотаж, если появится на красной дорожке на Круазетт, - Брюс Уиллис, Тильда Суинтон, Фрэнсис Макдорманд, Эдвард Нортон, Харви Кейтель.

В первый день фестиваля покажут один из фаворитов нынешнего киносмотра - фильм “Ржавчина и кость” Жака Одийара. В прошлый раз Одийар получил не “Золотую пальмовую ветвь”, а приз жюри, уступив “Белой ленте” Михаэля Ханеке. В этом году Ханеке снова в обойме и также представляет свой новый фильм.

Кадр из фильма Ржавчина и кость
Кадр из фильма Ржавчина и кость

В главных ролях в “Ржавчине” - Марийон Котийяр, которая играет девушку, потерявшую обе ноги, но не веру в себя, и Матиас Скунартс. Скунартс - бельгийский актер, знакомый киевской публике по фильму “Быдло”, участвовавшему в основном конкурсе прошлогодней “Молодости”. Надо отдать должное, Скунартс действительно мощный актер. У Одийара он играет парня, зарабатывающего себе на жизнь участием в подпольных боях без правил.

Судя по синопсису и размаху производства этой картины, кажется, что “Ржавчина и кость” будут не только фаворитами Канн, но и вполне могут стать любимчиками Американской киноакадемии - тема вполне подходящая, во всяком случае.

“Реалити шоу” итальянского режиссера Маттео Гарроне (его дебют “Гоморра”, сатирически изобличающий итальянскую мафию, произвел фурор два года назад на Круазетт) - это, как несложно догадаться, сатира на современное телевидение. Учитывая его манеру высказывания, сатира будет довольно жесткой.

“Рай: Любовь” австрийца Ульриха Зайдля, первый фильм режиссера после знаменитого “Импорт/Экспорт”. “Рай” - о трех женщинах, каждая из которых ищет свой путь не то к, собственно, раю, не то к любви.

Кадр из фильма Рай: Любовь
Кадр из фильма Рай: Любовь

“Любовь” еще одного австрийца - на этот раз Михаэля Ханеке (в фильме играют Изабель Юппер и Жан-Луи Трентиньян, и, судя по тому, что основная тема Ханеке - исследование жестокости, картина обещает быть более чем небезынтересной).

“Священные моторы” Леоса Каракса - первый полнометражный фильм режиссера после десятилетнего перерыва. В “Моторах”, при участии Кайли Миноуг и Евы Мендес, показан один день из жизни мужчины, предстающего в разных обличьях.

“Словно влюбленный” Аббаса Кияростами - иранского режиссера, принявшегося снимать фильмы в своеобразном “творческом изгнании”. Свой предыдущий фильм, “Заверенная копия” Кияростами снял в Италии, эта картина сделана в Японии. Это история молодой девушки, которая вынуждена зарабатывать себе на учебу, занимаясь проституцией.

“После битвы” Юсри Насралла - единственный фильм в конкурсе, представляющий африканский континент, но не единственный, повествующий о событиях “Арабской весны”. В “После битвы” рассказывается о событиях, происходивших на площади Тахрир в Каире.

Кадр из фильма После битвы
Кадр из фильма После битвы

“Доля ангелов” британского режиссера Кена Лоуча, многократного участника Каннского кинофестиваля, - о молодом парне Роббе, который пытается расстаться со своим криминальным прошлым. Он открывает в себе талант дегустатора виски и снова оказывается под угрозой участия в криминальных делах.

“По ту сторону холмов” Кристиана Мунджиу, режиссера, чей успех в 2004-м с фильмом “4 месяца, 3 недели, 2 дня” положил начало тому, что принято называть “румынской новой волной”. Фильм основан на нон-фикшн романах о двух девочках, которые воспитывались в одном сиротском приюте. Когда им исполнилось по 18 лет, их дороги разошлись - одна собирается уехать из Румынии в Германию, вторая - ударяется в религию. Перед своим отъездом в Германию одна из девушек решает навестить свою подругу, но в итоге попадает в переплет, замешанный на сексуальности, религиозности и попытках искупить грехи.

“После мрака свет” мексиканского режиссера Карлоса Рейгадаса - автобиографическая драма, которую сам режиссер описывает как фильм, “похожий на экспрессионистское полотно, когда ты пытаешься выразить свои чувства, а не передать сходство с предметом, который рисуешь”.

“Вы еще ничего не видели” французского режиссера Алена Рене - фильм с участием Матье Амальрика и Мишеля Пикколи рассказывает об актерах, собравшихся в доме скончавшегося драматурга с тем, чтобы устроить читку его пьесы.

Кадр из фильма По ту сторону холмов
Кадр из фильма По ту сторону холмов

“Охота” датского режиссера Томаса Винтерберга, создавшего Догму 95 вместе с Ларсом фон Триером, - о мужчине, который пытается восстановить отношения с сыном и свое положение в обществе.

Второй игровой фильм режиссера Сергея Лозницы “В тумане” - экранизация одноименной повести Василия Быкова. Эта военная драма, в отличие от дебюта режиссера, фильма “Счастье мое”, возможно, не вызовет таких ожесточенных споров в России и в Украине, но в любом случае представляет интерес. Тот факт, что каннские отборщики второй раз подряд берут фильмы Лозницы в основной конкурс, повышает планку ожидания.

Также в конкурсе Канн - два южнокорейских фильма - “В другой стране” Хон Сан Су (с Изабель Юппер в главной роли) и “Вкус денег” Им Сан Су - драма о высшем обществе, исследующая темы жадности и амбиций.

Кадр из фильма В тумане
Кадр из фильма В тумане

И, наконец, основная черта нынешнего Каннского кинофестиваля - 7 американских фильмов из 22-х, заявленных в основном конкурсе. Уже упомянутая картина Уэса Андерсона “Королевство полной луны” открывает киносмотр сегодня вечером.

“Газетчик” - новый фильм Ли Дэниелса с невообразимым актерским составом: Николь Кидман, Мэтью Макконахи, Зак Эфрон и Джон Кьюсак. Макконахи и Эфрон - журналист и его сын, расследующие дело заключенного, приговоренного к смертной казни.

“На дороге” Уолтера Саллеса - долгожданная экранизация одноименного романа Джека Керуака. В главных ролях - Кристен Стюарт, Сэм Райли, Гаретт Хэдлунд, Кирстен Данст и еще целая куча отличных актеров на втором плане. Американский кинематограф уже предпринимал несколько попыток осилить тему битников, но пока что получалось не очень. Что вышло у Саллеса и как на это отреагирует публика - увидим уже через несколько дней.

“Космополис” Дэвида Кроненберга. Поздний Кроненберг - это, конечно, материал для отдельного исследования, но то, что творит этот, без преувеличения, культовый режиссер последние годы - вообще тема для долгого разговора. После попытки исследовать тех, кто стоял у истоков психоанализа - Фрейда и Юнга, Кроненберг снял триллер про молодого миллиардера (Роберт Паттинсон), который поехал постричься, а попадает в настоящую Одиссею по Манхэттену.

Кадр из фильма Космополис
Кадр из фильма Космополис

“Ограбление казино” (в оригинале “Killing them softly”) Эндрю Доминика - один из самых интересных конкурсантов. Предыдущий фильм Доминика - трехчасовой вестерн “Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса” получил заслуженную похвалу от критиков, участвовал в конкурсе Венецианского кинофестиваля, а исполнитель главной роли - Брэд Питт - получил за нее Кубок Вольпи. В “Ограблении казино” тоже играет Питт, на этот раз он - киллер, который отправляется на поиски грабителей казино.

“Беззаконие” Джона Хиллкоута (в российском переводе название звучит почему-то еще как “Самый пьяный округ в мире”) - тоже долгожданное продолжение фильмографии. Соавтор сценария - Ник Кейв, в ролях - Том Харди, Шиа ЛаБаф, Гарри Олдман, Джессика Честейн, Гай Пирс и другие. Сюжет взят из бездонного колодца истории США во времена сухого закона - банда самогонщиков и бутлегеров орудует во Фрэнклин Каунти.

Кадр из фильма Ограбление казино
Кадр из фильма Ограбление казино

“Муд” Джеффа Николса - очевидно, повод для бенефиса Майкла Макконахи: уже второй фильм с его участием. Здесь он играет беглого преступника, подружившегося с 14-летним мальчиком, который помогает ему скрыться от преследования.

Кинофестиваль в Каннах стартует уже сегодня, 16 мая. LB.ua будет следить за событием и сообщать обо всех новостях с набережной Круазетт.

Дарья Бадьёр Дарья Бадьёр , Редактор раздела "Культура", кинокритик
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram