Перед выбором: погасить долги или накормить детей

Чем дальше, тем больше людей оказывается перед выбором: погасить долги или накормить детей. В принципе многие должники способны закрыть банковские кредиты или погасить коммунальные платежи, но их дети значат для них гораздо больше, как и для любой украинской семьи. И такие ситуации создаются не случайно. Просто экономика страны продолжает валиться, а поэтому нарастает число сокращений и безработица.

Фото: Макс Требухов

Соответственно многие в прошлом толковые специалисты никак не могут стать на ноги. И денег у людей нет. Но самое опасное – нет денег и у Кабмина, которому напряженно приходится думать, как избежать дефолта и обеспечить обороноспособность страны. Закрома наши пусты, и загнанные в угол министры надеются лишь на очередной кредит, чтобы выполнить обязательства хотя бы по нуждам АТО и оплате внутренних и внешних долгов в этом году. Пенсии и зарплаты бюджетников – это потом. И даже кредитных денег МВФ, которые вроде бы направлены на помощь экономики Украины, явно недостаточно, чтобы государство избежало дефолта. Плюс недавнее зарубежное турне Министра финансов Н.Яресько с целью начать переговорный процесс по реструктуризации общего госдолга не помогло развеять опасения кредиторов и инвесторов, что страна уже в шаге от дефолта. Более того, из телефонных переговоров со своими иностранными партнерами узнал, что за последнее время у них, наоборот, усилились страхи, что та же печальная судьба постигнет многие украинские предприятия и банки.

Особенно беспокоит зарубежных инвесторов продолжающаяся четвертый квартал подряд рецессия и сохраняющийся вооруженный конфликт на востоке Украины. Да и международное агентство Moody's понизило наш суверенный рейтинг до преддефолтного. И мы прекрасно понимаем, что дефолт по гособлигациям приведет к понижению рейтингов украинских эмитентов. Причем, это далеко не единственная проблема, т.к. гривна уже с начала этого года упала более чем на 80% против «американца». Поэтому для компаний и банков, чьи долги в иностранной валюте, а доходы в национальной, - это стало тяжелейшим ударом. Резко упали прибыли компаний, которые импортируют западные товары.

Вот почему иностранные инвесторы, вложившиеся в украинские корпоративные облигации, понесли большие убытки, т.к. стоимость таких ценных бумаг упала до 30%. А ряд наших банков уже успели объявить дефолты. Думаю, их число будет быстро расти. Также любое украинское предприятие, производственная деятельность которого привязана к экономике страны, рискует дефолтом. По оценкам ряда экспертов, в настоящее время общий долг наших предприятий и финансовых учреждений составляет порядка 10 млрд. долл. США. Поэтому нам крайне необходимо уже в этом году для корпоративного сектора внешнее финансирование на уровне 15 млрд. долл. США.

Словом, замкнутый круг, ни у кого нет денег. И всё же, когда, наконец-то, мы узнаем, что не только зарубежные кредиторы нам помогают, а и кто-то из украинских олигархов отдаст если не все, то хотя бы часть своего состояния на нужды АТО и экономическую стабилизацию. Ведь еще пять лет назад американские миллиардеры Уоррен Баффет и Билл Гейтс запустили кампанию, призывая самых богатых людей планеты пожертвовать большую часть своих состояний на благотворительность.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram