ГоловнаБлогиБлог Василия Голяна

Почему финансовая децентрализация пока не дала ожидаемых результатов

Разрекламированные отдельными представителями исполнительной власти успехи финансовой децентрализации, свидетельством чего является номинальный прирост собственных доходов местных бюджетов, являются преждевременными, поскольку реального увеличения доходов бюджетов территориальных общин так и не произошло. Главной причиной «фасадности» финансовой децентрализации является сохранение существующей базы пополнения местных бюджетов за исключением некоторых не весьма значимых новшеств относительно перераспределения отдельных налогов и сборов в пользу бюджетов территориальных общин базового уровня.

Собственные доходы местных бюджетов в 2015 году составили 120 млрд. грн., тогда как в 2010 году они составляли лишь 81 млрд. грн (рис. 1).

Рис. 1. Динамика собственных доходов местных бюджетов в период 2001-2015 годов, млрд. грн. (рассчитано по данным Министерства финансов Украины)

В то же время, за аналогичный период трансферты из государственного бюджета для местных бюджетов увеличились в 2,2 раза – до 174 млрд. грн. Вместе с тем, номинальный рост доходов местных бюджетов не значит, что реально доходы этих бюджетов растут. Говорить о реальных положительных последствиях бюджетной децентрализации еще рано, поскольку в реальном выражении поступления в местные бюджеты находятся на уровне 2004 года – это наименьшее значение за анализируемый период (рис. 2).

Рис. 2. Динамика собственных доходов местных бюджетов в период 2001-2015 годов в ценах 2001 года, млрд. грн. (рассчитано по данным Министерства финансов Украины)

К сожалению, доходы местных бюджетов не играют в развитии национальной экономики той роли, которая им отводится в большинстве стран Европейского Союза. Это подтверждается не только динамикой реальных поступлений, но и их удельным весом в общих доходах Сводного бюджета и долей в валовом внутреннем продукте (ВВП). Так в 2015 году удельный вес собственных доходов местных бюджетов достиг самого низкого значения за период, что анализируется. В частности, их доля в доходах сводного бюджета составила лишь 18,4%, а в ВВП – 6,3% (рис. 3).

Наибольший дополнительный объем средств было направлено в города областного значения (доходы бюджетов городов областного подчинения и в 2011, и в 2015 годах занимают наибольший удельный вес в доходах местных бюджетов в целом (рис. 4 и 5)), где остается половина платы за землю, акциза по розничной продаже, налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В общем, города областного значения получили дополнительные 8,3 млрд. грн, и в

Рис. 3. Роль собственных доходов местных бюджетов в национальной экономике (рассчитано по данным Министерства финансов Украины)

2015 году их ресурсы составляли 49 млрд. грн. Значительная часть этих средств находится на депозитах в государственных банках. Быстрее росли доходы районных бюджетов, где аккумулируется большая часть НДФЛ. На районном уровне доходы по сравнению с 2014 годом увеличились на 47,7% (4,8 млрд. грн) и достигли 15 млрд. грн в 2015 году.

Аутсайдерами по темпам роста доходов оказались поселковые и бюджеты городов районного подчинения, доходы которых сократились (на 3,8%). Небольшие темпы роста доходов бюджетов на этом уровне должны стимулировать общины к объединению. При этом села все-таки получили прирост доходов + 32% (или 2,3 млрд. грн.) благодаря акцизу по розничной продаже, плате за землю, единому налогу.

Рис. 4. Доходы местных бюджетов по видам бюджетов в 2011 году (рассчитано по данным Министерства финансов Украины)

Представители исполнительной власти констатируют факт финансовой децентрализации увеличением удельного веса общегосударственных налогов, который перераспределяется в пользу местных бюджетов, в частности экологического налога. Местные бюджеты местным бюджетам рознь, если растут поступления в областные и районные бюджеты и таким образом возникает новая возможность для их дальнейшего перераспределения.

Рис. 5. Доходы местных бюджетов по видам бюджетов в 2015 году (рассчитано по данным Министерства финансов Украины)

Реальная финансовая децентрализация – это когда центр тяжести перераспределения доходов переходит не на областной и районный уровень, а на уровень территориальных общин базового уровня (города, поселки и села). То есть цель финансовой децентрализации – максимизировать поступления в городские, поселковые и сельские бюджеты, то есть расшить финансовые возможности местного самоуправления. Тем не менее, если исходить из удельного веса доходов местных бюджетов в общих ресурсах сводных финансовых фондов государства, то можно отметить незначительный потенциал пополнения бюджетов местного самоуправления, особенно поселковых и сельских бюджетов.

Существенно увеличить потенциал пополнения сельских и поселковых бюджетов можно за счет расширения базы изъятия ренты за пользование недрами, специальное использование воды и лесных ресурсов. Речь идет о закреплении за поселковыми и сельскими бюджетами рентной платы за использование природных ресурсов как общегосударственного, так и местного значения.

Василий Голян Василий Голян , Доктор экономических наук, профессор, академик Инженерной академии Украины
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram