ГоловнаСвіт

Каталонія: між референдумом і ультиматумом

Попытка Каталонии обрести независимость стала одним из самых острых и решающих моментов в истории современной Испании. Что же происходило в отношениях между Мадридом и Барселоной после референдума о независимости региона и до срока истечения ультиматума, предъявленного испанским правительством президенту Каталонии Карлесу Пучдемону? 

Фото: EPA/UPG

Более двух недель назад в Каталонии прошел запрещенный центральными властями Испании референдум о независимости. Несмотря на запрет, в нем приняли участие около 2,3 миллиона человек или около 42,3% от общего числа избирателей. Заявленный каталонским правительством результат - 90,18% голосовавших ответили утвердительно на вопрос "Вы хотите, чтобы Каталония стала независимым государством в форме республики?".

Ожидаемо, ни Мадрид, ни европейские страны не признали итоги волеизъявления. При этом в Европе подчеркнули, что кризис вокруг Каталонии - внутреннее дело Испании, а посредничество Еврокомиссии в конфликте между Барселоной и Мадридом возможно только в том случае, если об этом попросят обе стороны, в то время как на данный момент этого хочет только каталонское правительство. В ЕС также неоднократно отмечали, что уверены в способности премьер-министра Испании Мариано Рахоя разрешить этот внутренний вопрос.

Как известно, референдум 1 октября сопровождался стычками между сторонниками независимости региона и полицейскими, которых Мадрид направил в Каталонию, чтобы предотвратить голосование. Стражи порядка применяли в отношении активистов резиновые пули, дубинки и слезоточивый газ, а также принудительно закрыли около 90 избирательных участков и изъяли урны для голосования, что в конечном итоге привело к почти 900 пострадавшим. Официально, впрочем, были подтверждены ранения 92 человек.

Фото: EPA/UPG

Мариано Рахой заявил, что службы правопорядка "исполняли свой долг" и возложил ответственность за беспорядки и насильственные действия на правительство автономии. 

В свою очередь президент женералитета Каталонии Карлес Пучдемон полагает, что полиция "беспорядочно" применяла силу против "мирных" демонстрантов. Мировая общественность осудила действия испанской полиции, но дальше заявлений не пошла.

Уже на следующий день после плебисцита Карлес Пучдемон заявил, что Каталония создаст комиссию по расследованию чрезмерного применения силы испанской полицией. Тогда же каталонские власти назвали сумму ущерба, причиненного школам, в которых находились избирательные участки, - €314 тысяч. 

Вечером того же дня в Барселоне прошла демонстрация с участием почти 15 тысяч человек. Протестующие держали в руках флаги Каталонии и кричали "Такие порядки были при Франко", намекая на период диктатуры Франсиско Франко в Испании в 1939-1975 годах.

Более масштабным следствием полицейской жестокости стали всеобщая забастовка 3 октября и демонстрации в разных городах региона. К стачке присоединился и всемирно известный каталонский футбольный клуб "Барселона". Участники забастовки отдельно подчеркивали, что эта акция не связана с ответами "да" или "нет", но призвана отстоять тот факт, что улицы принадлежат им, что они верят в демократию и отвергают насилие.

Всеобщая забастовка в Барселоне, 3 октября 2017.
Фото: EPA/UPG
Всеобщая забастовка в Барселоне, 3 октября 2017.

Отдельного внимания заслуживают действия владельцев каталонских гостиниц, которые начали выселять из своих помещений сотрудников Национальной полиции и Гражданской гвардии, участвовавших в жестоком разгоне каталонских избирателей.

Одновременно с этим король Испании Фелипе VI признал референдум о независимости Каталонии незаконным, заявив, что своими действиями женералитет нарушил демократические принципы с целью "разрушить единство Испании". "Они приняли решения, которые систематически нарушали правила, показывая презрение к властям страны, которых они представляют в Каталонии. Они подрывают гармонию и сосуществование в каталонском обществе", - подчеркнул монарх, добавив, что были нарушены и конституция Испании, и закон об автономии Каталонии.

 Король Испании Фелипе VI во время празднования Национального дня Испании, Мадрид, 12 октября 2017.
Фото: EPA/UPG
Король Испании Фелипе VI во время празднования Национального дня Испании, Мадрид, 12 октября 2017.

Днем позже, 4 октября, Верховный суд Испании обвинил председателя полиции Каталонии Хосепа Луиса Траперо в "совершении преступления с целью подрывной деятельности". Вместе с ним в суд вызвали заместителя руководителя полиции Терезу Лаплан, а также руководителей гражданских групп за независимость Omnium Cultural и Каталонской национальной ассамблеи (ANC) Жорди Куишара и Жорди Санчеса. Обвинения касались протестов в Барселоне 20 и 21 сентября - после того, как силы национальной безопасности провели рейды в правительственных офисах Каталонии из-за референдума о независимости автономии. Тогда действия правоохранителей вызвали массовые протесты, а Мадрид обвинил каталонскую полицию в том, что она бездействовала. Соответствующие правонарушения наказываются сроком заключения до 15 лет, если они совершены представителем власти. 

Забегая вперед следует сказать, что впоследствии суд Испании забрал паспорт у главы каталонской полиции, но прокурорам не удалось доказать причастность чиновника к плану отделить регион от Испании. Вместе с тем теперь Траперо должен каждые 15 дней отмечаться в суде, у него изъяли паспорт, ему запрещено покидать территорию Испании. Аналогичные меры были приняты и в отношении его заместителя. В свою очередь Жорди Куишар и Жорди Санчес были помещены под арест без права выхода на свободу под залог. Суд посчитал, что, оставшись на свободе, они вновь могут организовывать беспорядки, учитывая в целом нестабильную ситуацию в регионе. Позже в Барселоне прошли демонстрации с требованием освободить арестованных лидеров движения за независимость, которые, однако, не принесли никаких плодов.

Жорди Санчес и Жорди Куишар
Фото: politring.com
Жорди Санчес и Жорди Куишар

Тогда же, 4 октября, глава Каталонии Пучдемон заявил, что независимость этого региона от Испании будет провозглашена в одностороннем порядке в течение ближайших дней, выразил свое несогласие с заявлением Еврокомиссии, которая назвала события в Каталонии внутренним делом Испании, а также предложил Мадриду переговоры по независимости. Правительство Испании отвергло предложение каталонского лидера, призвав его вернуться "на путь закона", прежде чем любые переговоры могут состояться.

Уже через несколько дней, 6 октября, Мадрид через Энрика Мийо, своего представителя в Каталонии, все же извинился за жестокость испанской полиции, что, впрочем, не отменяет того факта, что насилием в отношении простых каталонцев власти Испании отвернули от себя многих из тех, кто прежде выступал за сохранение региона в составе королевства. 

В субботу, 7 октября, по всей Испании прошли марши в поддержку единства. Тысячи людей, одетых в белое, с воздушными шарами и плакатами требовали диалога между официальными Мадридом и Барселоной. Марши проходили под девизом "Испания лучше, чем ее правители. Поговорим?", - тем самым простые испанцы по всей стране пытались показать властям, что разрешение конфликта вокруг Каталонии возможно только путем диалога.

Фото: ESTJULIA PEREZ / ACN

На следующий день, 8 октября, в Барселоне состоялся митинг за единство Испании, в котором, по некоторым оценкам, приняли участие порядка 350 тысяч человек. Митинг организовали представители организации "Гражданское общество Каталонии", призывающей "вернуться на путь разума". Сами организаторы заявляли об участии в акции до миллиона человек. Вместе с испанскими политиками во главе шествия нес транспарант перуанский писатель Марио Варгас Льоса, лауреат Нобелевской премии по литературе. Он подчеркнул, что испанцы и каталонцы - братские народы и "ничто и никто не сможет их разделить". 

В то же время испанский премьер Мариано Рахой заявил, что в случае необходимости воспользуется своим правом распустить правительство Каталонии согласно статьи 155 Конституции Испании, которая дает государству механизм контроля над автономными областями, которые либо не исполняют обязанности в рамках Основного закона, либо серьезно посягают на общие интересы Испании.

10 октября президент Каталонии Пучдемон подписал декларацию о провозглашении независимости Каталонии в одностороннем порядке, подчеркнув, что автономия получила мандат от народа, чтобы стать независимым государством. Вместе с тем он призвал региональный парламент отложить объявление независимости, чтобы добиться "деэскалации напряженности" и начать диалог с Мадридом.

Карлес Пучдемонт после голосования на референдуме
Фото: EPA/UPG
Карлес Пучдемонт после голосования на референдуме

Центральные власти Испании отреагировали, выдвинув Каталонии ультиматум. Сперва они потребовали от Пучдемона до понедельника, 16 октября, ответить на вопрос: провозгласил он независимость Каталонии или нет. В назначенный день Пучдемон в своем письме Рахою не предоставил четких ответов и попросил о двухмесячных переговорах с центральным правительством. Тогда Мадрид сдвинул срок ультиматума до 10:00 утра (11:00 по Киеву) 19 октября. В случае, если глава Каталонии подтвердит, что во время своего выступления в парламенте 10 октября он провозгласил независимость, у него будет еще три дня, чтобы отказаться от нее. В обратном случае правительство готово применить статью 155 Конституции и временно приостановить автономию каталонского региона

В преддверии решающего заявления Пучдемона Конституционный суд Испании поставил точку в вопросе законности референдума, постановив, что он противоречит принципам "главенства Конституции, национального суверенитета и неразрывного единства испанского народа". В решении говорится, что гарантированное конституцией право на самоопределение не может трактоваться как возможность одностороннего выхода из состава Испании.

Фото: El Mundo

На фоне этих событий многие предприятия, а также некоторые банки, включая пятый по размерам банк страны Sabadell, выводят свои офисы из Каталонии. Бизнес и вкладчики опасаются, что, в случае отделения, Каталония, на долю которой приходится пятая часть объема промышленного производства Испании, останется вне Евросоюза и предусмотренной его законами защиты прав потребителей. 

Любопытно, что после референдума среди пользователей соцсетей распростанилось сообщение Лауры Морено де Лара, которая описывает Испанию как страну, которая рада множеству различных культур, обычаев и языков в ней, и определяет себя через это разнообразие. Это послание собрало около 330 тысяч лайков и 38 тысяч комментариев (перевод доступен по ссылке), но, очевидно, не было услышано теми, кому предназначалось.

Как бы там ни было, правительство Каталонии заявило, что настроено решительно и не станет отказываться от своих претензий на суверенитет, но по-прежнему открыто для диалога с Мадридом. Пучдемон уже пообещал своим однопартийцам из Каталонской европейской демократической партии, что он не только не отступит, но и сделает более официальное заявление о независимости, если Рахой исполнит свои угрозы.

Митинг в поддержку единства Испании, Барселона, 08 октября 2017.
Фото: EPA/UPG
Митинг в поддержку единства Испании, Барселона, 08 октября 2017.

Перспектива отмены самоуправления Каталонии, которую уже анонсировал Мадрид, ранее вызвала опасения по поводу социальных волнений и привела к тому, что четвертая по величине экономика еврозоны сократила прогнозы роста, а курс евро начал падать. 

Пока что, однако, нет никаких оснований сомневаться в том, что ни одна из сторон не пойдет на попятную, и в конце концов это обернется тем, что центральное правительство распустит каталонский парламент, введет прямое управление и назначит досрочные выборы. После этого переход власти в Каталонии от Барселоны к Мадриду должен будет утвердить сенат Испании, большинство в котором принадлежит Народной партии Рахоя. Если же Пучдемон сам объявит в провинции досрочные выборы, то Мадрид не станет применять статью 155, однако такой вариант в Каталонии исключают. 

Юрій МихайловЮрій Михайлов, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram