ГоловнаСвіт

Гонконг. Тест на витривалість

Успех протестного движение Occupy Central может не только решить судьбу Гонконга на ближайшие годы, но и определить весь дальнейший вектор развития демократического общества КНР

Фото: EPA/UPG

Ненасильственные протесты в Гонконге (он же Сянган) начались еще в июне, когда стало известно о проекте постановления о выборах. Тогда на улицы вышли 170 тысяч демонстрантов, недовольных тем, что власти Китая хотят сами отсеивать кандидатов на пост главы администрации Гонконга на выборах 2017 года, а жители смогут выбрать только одного из них. 1 июля полиция задержала более 500 жителей за несанкционированный митинг против политики Пекина. На следующий день в центральном районе Гонконга прошла многотысячная сидячая забастовка, участники которой требовали уменьшения зависимости от Китая и увеличения прав автономии.

После этого протест временно стих, но в сентябре ситуация вновь накалилась. С 22 сентября тысячи митингующих регулярно выходят на улицы Гонконга с требованием большей свободы и демократии. Изначально это были лишь представители Федерации студентов Гонконга, активисты "экстремистского" студенческого движения Scholarism, студенты 20 вузов и несколько сотен их преподавателей, объявившие недельный бойкот у здания правительства. Утром 23 сентября активисты выдвинули ультиматум главе администрации Гонконга Лян Чженьину, заявив, что, если до вечера 25 сентября чиновник не пойдет на переговоры, они заблокируют улицы перед зданием правительства.

Фото: EPA/UPG

26 сентября группа демонстрантов прорвала защитные ограждения и вошла на территорию Комплекса центрального правительства Гонконга, откуда их уже на следующий день силой вытеснила полиция. Часть активистов была задержана, многие получили травмы.

Маховик протеста был запущен. После жесткого разгона к студентам начали присоединяться их родственники, даже дедушки и бабушки. 28 сентября число протестующих возросло до 80 тысяч.

Лидерами протестного движения являются 17-летний студент Джошуа Вонг и профессор Университета Гонконга - Бенни Тай. Последний попал под радар СМИ в январе 2013 года, когда начал кампанию Occupy Central with Love and Peace ("Оккупируй Центр с Любовью и Миром") за прямые выборы главы администрации в 2017 году и выборы в Законодательный совет в 2020 году. Отсюда, собственно, название протестного движения - Occupy Central, которое перекликается со знаменитой американской акцией Occupy Wall Street ("Захвати Уолл-стрит"). Другое название протеста - "Революция зонтиков", связано с тем, что демонстранты применяли зонтики для защиты от перцового спрея и слезоточивого газа.

Джошуа Вонг
Фото: EPA/UPG
Джошуа Вонг

Протесты организовывались в основном при помощи социальных сетей. Однако из опасений, что сети мобильных телефонов могут быть отключены правительством, протестующие начали пользоваться мобильным приложением FireChat, которое использует Wi-Fi и Bluetooth для передачи сообщений. Менее чем за сутки в приложении из Гонконга были созданы более 100 тысяч новых учетных записей.

29 сентября активисты Occupy Central выдвинули ультиматум властям КНР, заявив о расширении акций, если их требования о демократизации выборного процесса в Гонконге не будут удовлетворены к 1 октября. Они также потребовали отставки Лян Чженьина, но тот ответил на их требования резким отказом. В Китае 1 октября отмечают Национальный день, поэтому этот день выходной. Это позволило активистам заявить, что к этому дню они увеличат свою численность в несколько раз.

Однако в результате "праздник" прошел относительно тихо: Джошуа Вонг и несколько членов Scholarism приняли участие в церемонии поднятия флага на центральной площади Цзиньцзыцзин. Scholarism обещало не произносить никаких лозунгов и не делать никаких жестов во время поднятия флага. Вместо этого студенты отстранились от флага, чтобы показать свое недовольство политикой Пекина.

На следующий день, 2 сентября, выяснилось, что власти КНР используют вредоносные приложения для смартфонов, чтобы следить за участниками Occupy Central. В этот же день началась подготовка к захвату занятых демонстрантами районов, а на митингующих натравили местный аналог украинских "титушек" - молодых людей из континентальной части страны, которые отличаются от местных митингующих агрессивным поведением и резко выраженным китайским акцентом. Глава Гонконга Лян Чженьин наконец согласился на переговоры с митингующими, но в отставку уходить отказался.

Фото: EPA/UPG

3 октября демонстранты подверглись атакам со стороны сторонников Пекина в одном из самых известных и переполненных торговых районов Гонконга - Монг Кок. После этого Бенни Тай призвал участников акции протеста покинуть Монг Кок. 5 октября власти Гонконга предъявили протестующим ультиматум, пригрозив им применением "всех необходимых мер" для восстановления порядка. Позже в тот же день полиция попыталась разогнать толпу протестующих, которые обвиняли стражей порядка в потворстве криминальным группировкам и "титушкам", а власти Гонконга заявили о своей непричастности к организации нападений и пообещали вывести на улицы новые подразделения. В ответ на ультиматум протестующие открыли чиновникам доступ в здание правительства специального административного района Китая.

Утром 6 октября большинство демонстрантов покинули баррикады. Протест вновь пошел на спад.

Фото: EPA/UPG

В настоящее время прогнозы относительно будущего протестного движения неоднозначны. Демонстрация сторонников движения Occupy Central, которая переросла в самую масштабную акцию протеста за всю историю Гонконга в составе Китая, пока не принесла сторонникам демократии никаких плодов. Это, впрочем, не означает, что протестная волна утихнет на столь печальной ноте, поскольку формула "одна страна, две системы", на условиях которой Гонконг в 1997 году был возвращен Китаю, сохраняет за гонконгцами право на протесты, которого лишены жители материковой его части.

Между тем, о попытках Пекина подавить гражданское общество в Китае было известно задолго до начала протестов в Гонконге. Кроме того, в последнее время эксперты говорят о том, что председатель КНР Си Цзиньпин начал наступление на неправительственные организации в стране, отчасти следуя примеру Владимира Путина, создавшему в России "контролируемую демократию". Кроме того, китайские государственные СМИ используют ту же тактику, что и в свое время российские, обвиняя в организации акций протеста в Гонконге "зарубежные антикитайские силы", в частности - США.

Также власти КНР из-за протестов оппозиции против существующей избирательной системы заблокировали Instagram и местный аналог Twitter - Weibo - в континентальной части страны, что объясняется тем, что в этих соцсетях активисты Occupy Central размещали снимки, на которых видно, как полицейские применяли против митингующих слезоточивый газ и резиновые пули. Неизвестно теперь и какая судьба ожидает лидеров "Революции зонтиков", поскольку, если проводить аналогию с действиями Москвы в отношении российских оппозиционных лидеров, их могут ждать серьезные проблемы юридического характера.

Фото: EPA/UPG

Вместе с тем, к вопросу о политическом неповиновении в Гонконге Си Цзиньпин вынужден подходить очень аккуратно. По сравнению с Тибетом или Уйгурским автономным округом, где Пекин легко подавляет любую критику, и несмотря на многочисленные заверения в обратном китайских и вторящих им российских СМИ, Гонконг остается финансовым центром мирового значения. Теперь будущее этого специального административного района КНР зависит прежде всего от воли его жителей. Кроме того, дальнейшее развитие ситуации в Гонконге может создать для Пекина еще одну проблему - с присоединением Тайваня. Президент этого частично признанного государства Ма Инцзю уже заявил, что Китайская Республика сочувствует жителям Гонконга и полностью поддерживает их требования о всеобщем избирательном праве.

Акции протеста в Гонконге - это тест на выносливость. Его предстоит пройти и протестному движению, и властям КНР. И выиграет более выносливая сторона.

Юрій МихайловЮрій Михайлов, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram