Что не так с Тигипко?
«У нас все как обычно: идея возникла, она понравилась, ее быстро-быстро приняли в работу, взялись реализовывать и тут вдруг выясняется, что реализовать невозможно», – констатирует один высокопоставленный «Слуга», характеризуя ситуацию, возникшую с Сергеем Тигипко.
Как известно, по состоянию на утро среды, вероятность его премьерства оценивалась в 99%. Один процент оставляли «на случай непредвиденного форс-мажора» и «если он вдруг сам в последний момент передумает». Случилось и то, и то – это были два взаимодополняющих процесса.
Так, а что именно помешало?
Вскоре после того, как на Банковой вдохновились идеей возвращения во власть Сергея Леонидовича, выяснилось, что тому есть серьезное препятствие. А именно – «Закон об очищении власти», более широко известный в народе как «Закон о люстрации».
«Я вообще был против люстрационного закона. Человек должен конкретно за свои поступки отвечать, а не за то, что просто работал в органах власти при таком-то Президенте. Сколько действительно классных специалистов – рядовых исполнителей, ни за что ни про что уволили», – возмущается еще один из видных «Слуг».
В своих оценках он не одинок. Закон «Об очищении власти» изначально призван был выполнить функцию, которую в странах Восточной Европы выполняли аналогичные законы, принятые четвертью века ранее. А именно – очистить государственный аппарат от «бывших»: верховных управленцев, судей, силовиков и т.д., обеспечивавших функционирование коммунистического режима. Или, как в случае Польши, хотя бы публично назвать агентов коммунистических служб. Этот путь – с разной степенью эффективности и откровенных перекосов – в свое время прошли Польша, Чехия, страны Балтии и т.д. Украина – нет.
Наш черед настал лишь в 2014-м, после падения режима Януковича. Предполагалось: основной массой люстрированных станут чиновники именно этого периода (проработавшие в системе дольше года). Тех, кто был связан с советами – ЦК КПРС, ВЛКСМ, КГБ и прочее, «приаттачили» «прицепом». В порядке восстановления исторической справедливости, так сказать.
Вскоре в Европейский суд по правам человека посыпались иски, и Страсбург принял к рассмотрению дело «Полях и другие против Украины». Непосредственными заявителями выступали пятеро бывших чиновников (Вячеслав Полях, Дмитрий Басалаев, Александр Ясь, Роман Якубовский и Сергей Бондаренко). Первых трех уволили за то, что они работали в системе власти в 2010-2014-м; четвёртый тоже работал и с опозданием заявился на люстрационную проверку; а вот пятый – внимание, это важно – занимал должность второго секретаря райкома КПУ до 1991-го года.
Иск «Полях и другие против Украины» был выигран. Соответствующую апелляцию наша страна тоже проиграла. Таким образом, в октябре прошлого года решение ЕСПЧЛ вступило в силу. И теперь государство Украина должно выплатить заявителям по пять тысяч евро ущерба, а Верховная Рада – не отменить скандальный закон, но внести в него правки (чтобы в дальнейшем устранить возможность подобных решений ЕСПЧ). Подготовкой этих правок сейчас занимается Минюст.
Тигипко попадает под действие сразу двух положений Закона – он работал во власти во времена Виктора Януковича (вице-премьером в правительстве Азарова) и был комсомольским вожаком еще при Советах.
В принципе, ничего, как было сказано, критичного – проблему решить можно, но для изменения закона требуется время. Которое у нынешней власти в дефиците.
И что дальше?
«Необходимости снятия Гончарука все это не отменяет, – поясняют на Банковой. – Его премьерство – череда сплошных провалов, его нужно срочно менять».
И хотя заявление «по собственному желанию» нынешний премьер пока не написал (хотя ранее несколько раз говорил, что сделал это чуть ли не в первый день работы – неправда, не делал), предполагается, что подаст по первому требованию Президента. Сопротивления от Гончарука не ожидают.
Тем более, в конце недели, между ним и главой государства уже состоялся разговор на повышенных тонах (относительно последних событий в Центрэнерго), в рамках которого премьер дословно сказал: «Если так все и дальше, то, в принципе, я могу идти».
Держать его желанием особым никто не горит.
Так, а кто вместо Гончарука?
По закону, в случае отставка премьера, члены его кабинета переходят в статус и.о., а «старшим по званию» временно становится вице-премьер. В данном случае – Денис Шмыгаль.
Под полноценное премьерство которого в Раде сейчас считают голоса – хватит/не хватит.
«Шмыгаль – хороший технический исполнитель. И у него нет ярко-выраженных политических амбиций, собственных, –дополняют в ОП. – Он был бы неплохой альтернативой».
Премьером дело ограничится?
Нет. Сутки спустя после объявления внеочередного заседания, стало известно: в повестку дня добавлен пункт относительно работы силовиков – всех и сразу. Часть из них может выступить с отчетами о проделанной работе, но это не точно.
В данной связи, источник в СН прочат возможное снятие главы НАБУ Артема Сытника, а также увольнение (по собственному желанию) Руслана Рябошапки. Правда, последний - в разговоре с Lb.ua - заверил: заявление "по собственному подавать не собирается и все эти разговоры - неправда".
Интересные процессы также происходят в СБУ, где первый замглавы Дмитрий Нескоромный якобы написал на главу государства письмо о непорядках, творящихся в ведомстве, в частности, о будто бы недостаточной эффективности замов главы Службы. В ответ на что начальство вежливо попросило Нескоромного попробовать все то же самое высказать остальным замам в лицо.
На позиции Ивана Баканова сей эпизод, разумеется, не повлияет (они крепки, как никогда), но все равно примечательно.
Что с министрами?
Ожидается серьезная перезагрузка. Как ранее уже сообщалось, в Кабмине появится ранее устраненное (но в новой модификации – это важно) министерство по делам оккупированных территорий во главе с Алексеем Резниковым.
Назрело создание министерства промышленной политики (возможно, его поручат представителю одной из независимых депутатских групп).
Рассматривается вопрос объединения полномочий евроинтеграционного вице-премьера с портфелем главы МИД (под Дмитрия Кулебу).
Изменения возможны в Минобороны и Минфине.
Глава Минюста не поменяется.
Перечень министров, ранее фигурировавший в сети, где числятся, кроме прочего, фамилии Ланы Зеркаль, Игоря Палицы, Максима Степанова, Лилии Гриневич и других - фейк. Во-первых, список был якобы "под Тигипко"; во-вторых, все они - в беседе с Lb.ua - заявили, что предметных переговоров с ними сейчас никто не проводил и портфелей не предлагал.
Все это, повторяю, на текущий момент. К обеду среды конфигурация еще наверняка будет видоизменяться и/или дополняться.