По данным НБУ потребительская инфляция в нынешнем году превысила прогноз Национального банка, прежде всего, из-за снижения предложения и увеличения производственных затрат. Действительно уже в сентябре 2017 инфляция ускорилась до 16.4%, к соответствующему периоду прошлого года. Еще в мае 2017 инфляция составляла 13.5%, в годовом исчислении. Темп впечатляющий и превзошедший все предыдущие ожидания Нацбанка. По мнению его аналитиков, обусловлено это было прежде всего ускорением роста цен на сырые продовольственные товары, повышением производственных расходов, а также некоторым оживлением потребительского спроса.
Цены на сырые продукты продолжили расти опережающими прогнозы темпами, потому что с одной стороны увеличившийся экспорт мяса и молока, создал дефицит этих продуктов на внутреннем рынке, с другой - неблагоприятные погодные условия весной этого года, привели к потере части урожая фруктов и задержке созревания отдельных овощей, опять же сформировав дефицит на рынке. В итоге если взглянуть на данные Госстата, в которых учитываются изменения к декабрю прошлого года, то и там мы видим, что наибольший рост показывают «алкогольные напитки/табак» (119,3%) и «продукты питания» (115%).
Кроме того, на рост базовой инфляции повлияло вполне ожидаемое увеличение производственных затрат. И в отличие от плохой погоды, повышение минимальной зарплаты вдвое и увеличение штрафов за нелегальное трудоустройство не являлись неожиданностями для НБУ. Как и следующая за выплатами больших зарплат активизация потребительского спроса. И это нельзя назвать негативным фактором, так как именно отсутствие потребительского спроса длительное время было одним из основных факторов, сдерживающих наш экономический рост. Очень сложно что-то производить, выходить на новые рынки и искать инвесторов, если у людей нет средств для покупки твоего товара. Мы все заметили, что производители все чаще вместо повышения цены сокращают объемы товара и на полках уже не найти литровых молока и подсолнечного масла, да и килограммовых круп практически не осталось.
Эта практика довольно серьезный сигнал рынка говорящий как о состоянии спроса, так и о подорожании производственных затрат. Не менее сложно реинвестировать в бизнес и развиваться, не повышая цен. Особенно в условиях постоянного повышения тарифов и резкого роста минимальной заработной платы. При наличии стабильного потребительского спроса умеренная инфляция это положительный фактор. И для Украины, учитывая глубину предыдущего падения нашей экономики, годовой темп инфляции порядка 9-11%, при определенных сопутствующих трендах, это благо, а не проблема.
Учитывая ускорение инфляции в последние месяцы и новые стимулирующие ее факторы, например, резкое повышение пенсионных выплат части граждан, - Национальный банк уже повысил прогнозы инфляции на 2017 - 2018 годы. К концу 2017-го инфляция снизится до 12.2% (предыдущий прогноз - 9.1%), однако превысит инфляционную цель на конец года в 8%. В дальнейшем инфляция продолжит замедляться и приблизится к цели в третьем квартале 2018 года. К концу 2018 инфляция составит 7.3% (предыдущий прогноз - 6%) и будет находиться в пределах целевого диапазона в 6% ± 2 п.п. Прогноз инфляции на 2019 остался неизменным - 5% ± 1 п.п. И как мы видим цели у НБУ довольно сдержанные, нам не предлагают рискнуть, ускорив инфляцию до 10%, потому что понимают, что этот процесс контролировать гораздо сложнее, чем довольно скромные 6%. На самом деле инструментарий НБУ довольно ограничен и часто ему приходится монетарными методами (регулируя денежную массу) бороться с немонетарными причинами инфляции.
Мы уже наблюдаем за достаточно жесткой монетарной политикой регулятора. Долгое время оставляя учетную ставку неизменной, НБУ решился ее повысить, окончательно отказавшись от смягчения политики. Ситуация на валютном рынке оставалась стабильной. В частности благодаря укреплению гривни по отношению к доллару США из-за роста внешнего спроса и благоприятных цен на внешних рынках для некоторых наших экспортных товаров (сталь, железная руда, подсолнечное масло). В итоге НБУ получил возможность снижать административные валютные ограничения, покупать на внутреннем рынке доллар и формировать запас, необходимый для сглаживания возможных курсовых колебаний. Более того, НБУ прекрасно видит риски угрожающие реализации базового сценария, начиная от цен на сырые продукты и заканчивая рисками сотрудничества Украины с МВФ, и готов к проведению довольно жесткой монетарной политики в будущем.
Не возьмемся оценивать, насколько успешно регулятор управляет инфляцией, таргетирование инфляции – практика сложная и новая для Украины, и наивно, наверное, рассчитывать, что наш Центробанк станет первым среди лучших за такой короткий срок. Но неужели не очевидно, что регулирование государством цен на некоторые продукты питания - топорный и неэффективный, если не сказать абсурдный, метод, не имеющий к таргетированию инфляции вообще никакого отношения. Особенно в условиях, когда рынок более чем четко дает понять, что его затраты на производство растут, а спрос на его товары снижается. Наверное это не лучшее время для переживаний по поводу повышения учетной ставки и сокращения и без того отсутствующего кредитования бизнеса. Кредитовать производства, работающие на грани рентабельности, это риск. Влиять на ценообразование на этапе восстановления экономики – еще больший риск. Вмешиваться в работу рынка вместо создания нормальных условий для его работы – недопустимый риск.
Государства в украинской экономике всегда было много и единственное к чему действительно стоит стремиться, это к снижению его роли. Потому что украинский госаппарат неэффективен, медлителен и часто нерационален. Несколько лет назад эксперты ЦЭС определили, что оптимальная для Украины доля государственных расходов по отношению к ВВП составляет 37%, все, что выше замедляет наше экономическое развитие, потому что перераспределение ресурсов через госсектор не может быть эффективным, что подтверждает опыт многих других стран. И на момент исследования достичь 37% можно было, приложив ряд усилий и пожертвовав несколькими «кормушками». Но мы наоборот начали отдаляться от цели - в бюджете 2016-го расходы государства составили 40,5% ВВП, в бюджете этого года – почти 43%, в проекте бюджета будущего года – могут превысить 44%. Очевидно, что роль государства в экономике крепнет и способствовать этому, пожалуй, не стоит.