ГоловнаБлогиБлог Георгия Эрмана

Светлое будущее политического ислама

В Египте продолжаются акции протеста с требованием освободить свергнутого президента - исламиста Мохаммеда Мурси. Освобождение Мурси назвали желательным дипломаты США и Германии, а немецкий канцлер Ангела Меркель заявила о том, что «Братьев-мусульман» нельзя исключать из политического процесса. Очевидно, что переворот в Египте не стал окончательным поражением исламистов, но поставил ряд вопросов о будущем политического ислама, пользующегося поддержкой миллионов жителей арабских стран.

Фото: EPA/UPG

Раскол в политическом исламе усилится

Сразу же после свержения Мурси начались дискуссии, повторяться ли в Египте события, произошедшие в Алжире 20 лет назад. Речь идет о гражданской войне, спровоцированной отказом армии признать победу исламистов на выборах в 1991 г. Ее жертвами стали 200 тыс. человек, исламисты продемонстрировали всему миру, на какие зверства они способны, а бюрократический режим, поддержанный армией, лишь укрепился. События в Алжире и попытка убийства исламистами президента Египта Хосни Мубарака в 1995 г., стали поводом для репрессий против исламистов во всем регионе. Теперь лидеры умеренных исламистов в ряде стран призывают помнить и не повторять ошибки, совершенные в Алжире.

На опасность повторения алжирского сценария в Египте указал журналист британской «Guardian» Джонатан Фрилдланд в статье «Может ли политический ислам работать?» : «Устранить избранного президента, арестовать лидеров движения, заставить замолчать их радио и телевидение - значит послать четкое послание им и исламистам везде. Это значит: вам нет места в политической системе. Это значит: нет смысла создавать версию политического ислама, совместимую с демократией, потому что демократия не будет доступной для вас. Это же послание было отправлено исламистам в Алжире 20 лет назад, когда они победили на выборах, но были вытеснены с помощью военного переворота, или в 2006 году в Газе, когда движение ХАМАС победило на выборах, но эта победа не была признана международным сообществом.»

Однако, в Египте ситуация отличается от алжирской. Исламистам дали возможность год побыть у власти, результатом чего стало лишь осложнение экономических проблем. Страна не переполнена стрелковым оружием, исламистское движение расколото и армии легче обуздать насилие, чем их алжирским коллегам в 1992 г. В интервью New York Times Сайед Наса Алтенеджи, бывший лидер группы «Братьев-мусульман», разгромленной властями в Арабских Эмиратах, так оценил будущую эволюцию исламистов в Египте: «Последние события разделили исламистов на две части. На тех, кто всегда призывал к центризму, умеренности и мирному политическому участию. Другая группа отрицает демократию и видит сегодня, что Запад никогда не согласится с ходом событий, когда благодаря избирательным урнам к власти придут исламисты.»

К первой группе относят представителя умеренных исламистов Абуль-Футуха, получившего 17% голосов на президентских выборах в 2012 г. , ушедшего со скандалом из партии «Братьев-мусульман» в 2009 г. Его называют египетским Эрдоганом и ожидают от него гибкой стратегии по завоеванию власти. Он пользуется поддержкой исламистов, одобривших свержение Мурси. Ярким представителем второй, радикальной группы, является Абу Исмаил, один из арестованных лидеров «Братьев-мусульман», с чьим именем связывают нападения на светскую оппозицию.

Агитационные плакаты Абуль-Футуха на выборах в 2012-м
Фото: eramuslim.com
Агитационные плакаты Абуль-Футуха на выборах в 2012-м

Также часть исламистов, после переворота может стать ближе к террористическим группировкам. Участились нападения исламистов на сторонников светской оппозиции (убийство 12 человек у дворца Маньял в Каире, например), солдат и террористические акты на Синае. В нападении на штаб-квартиру Республиканской гвардии 8 июля погибло больше 50 сторонников «Братьев-мусульман». Часть из них, пренебрегла безопасностью остальных участников акции протеста, и открыла огонь по солдатам. Действия кучки фанатиков повлекли расстрел со стороны армии. «Было бы чрезмерным, если бы мы убили 300 человек» - заявил после полковник Ахмед Али, пресс-секретарь египетской армии, руководство которой привыкло к подобным расправам (в октябре 2011 г. расстреляли 30 египетских христиан на демонстрации).

Легитимность избранного президента – наиболее сомнительный тезис, который выдвигают его сторонники. Да, Мурси победил на выборах, конституционном референдуме, но благодаря голосам лишь пятой части избирателей. Именно столько египтян (чуть больше 10 из 51 млн. избирателей) поддержали в декабре 2012 г. предложенный им проект конституции, и столько же избирателей проголосовали за кандидатов исламистов в первом туре президентских выборов в 2012г. Это и есть предел влияния исламистских идей в Египте сегодня.

Философ египетского происхождения Самир Амин, в интервью «L’Humanite» высказал мысль о том, что выборы в 2012 г. проходили с подтасовкой результатов голосования, и поэтому нельзя называть произошедшее в Египте военным переворотом. Как бы там ни было, в 2012 г. Египет стал жертвой эксперимента, проведенного армией (выставившей своего кандидата, неприемлемого для значительной части светской оппозиции), вместе с исламистами разыгравшей будущее страны на двоих. Выборы позволили управлять страной сильной партии, представляющей интересы меньшинства, и навязавшей всей стране голосами этого меньшинства Конституцию ( на референдуме о Конституции участвовали лишь 32,86% избирателей).

Политическая стабильность в Египте теперь будет зависеть от участия «Братьев-мусульман» в политической жизни страны, следующих выборах. Если их удастся вовлечь в этот процесс и нанести поражение на выборах, это на фоне углубляющихся расколов среди исламистов обеспечит Египту несколько лет мирного развития. А пока что вызвала конфликты Конституционная декларация, оглашенная и.о. президента Адли Мансуром. Она признает государственной религией ислам в его суннитской трактовке, что дискриминирует 10 млн. египетских христиан и 3 млн. мусульман-шиитов. Возможно, скоро мы станем свидетелями протестов против временной администрации, и разработанной ею Конституции со стороны тех, кто поддержал свержение Мурси.

Адли Мансур
Фото: EPA/UPG
Адли Мансур

Разрушение мифа

В стране, где началась «Арабская весна», Тунисе, ожидают поражения исламистов на выборах. Все большую поддержку населения здесь завоевывают партии светской оппозиции «Призыв ради Туниса» и левый «Народный фронт». Несмотря на идеологические противоречия, они готовы объединить усилия для свержения исламистского правительства. « Пришло время не для политических схваток, а для открытых альянсов с участием всех политических сил за исключением тройки (правительственной коалиции), ответственной за ситуацию в стране. Это правительство не служит ни интересам народа, ни целям революции.» - заявил в интервью алжирской газете El Watan лидер Народного фронта Хамма Эль Хаммами.

3 июля в стране был создан аналог египетского движения «Восстание», и начат сбор подписей за отставку действующего правительства. «Цель движения – прекратить работу Конституционной Ассамблеи и Конституции, которая будет сфальсифицирована, чтобы создать новую диктатуру.»- считает один из организаторов движения Мохаммед Беннур. Однако тунисские политики сомневаются в необходимости сбора подписей: «Нет уверенности в том, что движение масштаба «Восстание» появится когда-нибудь в Тунисе по разным причинам, среди них, из-за уверенности большинства тунисцев, что исламистский проект провалился. Мы можем материализовать эти настроения политически. Мы пойдем бороться с исламистами на избирательные участки и разрушим миф о том, что их нельзя победить демократическим путем.»- заявил в интервью El Watan профсоюзный лидер Мустафа Тлили.

Переворот в Египте вынудил исламистов стать в оборонительную позицию и участить визиты к бедным гражданам, для оказания продовольственной помощи, чтобы отвоевать голоса бедноты и 400 тысяч неграмотных тунисце. В интервью «Le Monde» лидер тунисских исламистов Рашед Ганнуши убеждал, что исламистам удалось достичь ряда компромиссов со светской оппозицией, и военный переворот в стране не возможен. «В Тунисе существует коалиционное правительство, которое объединяет исламистов и сторонников светского государства. Мы выступили за включение норм шариата в будущую конституцию, мы приняли модель парламентско-президентской республики. Мы живем в демократии консенсуса, а не в демократии большинства. То, что произошло в Египте показывает, что мы были правы, мы расширили поле консенсуса и убедить экстремистов и наиболее радикальные течения Эн-Нахды следовать этой стратегии.» - сказал Ганнуши.

Сторонницы Рашида Ганнуши во время его выступления в честь Международного женского дня
Фото: EPA/UPG
Сторонницы Рашида Ганнуши во время его выступления в честь Международного женского дня

Однако акции протеста светской оппозиции, забастовки и нападения радикальных исламистов на культурные центры и демонстрации свидетельствует об обратном. Да и в исламистской партии «Эн-Нахда» наметился раскол между умеренным крылом во главе с бывшим премьер-министром Хамади Джебали и радикальным крылом во главе с Ганнуши.

Наиболее вероятным победителем выборов этой осенью считают лидера «Призыв ради Туниса» Беджи Кайед ель Эссебси, 87-летнего политика, который стоял еще у истоков борьбы за независимость Туниса. Его партия, скорее всего, также победит на парламентских выборах. Согласно опросу 3CEtudes, в мае за исламистов готовы были проголосовать 29,4% тунисцев, за «Призыв ради Туниса» и левый «Народный фронт»-33,8% и 11,6%. «Призыв ради Туниса» объединяет многих тунисских бизнесменов и, условно говоря, не самых худших политических деятелей времен правления президентов Бен Али(1987-2011) и Бургибы (1956-1987). Результаты их деятельности будут зависеть от компромиссов с левой оппозицией, в условиях противостояния со стороны исламистов.

Барьер на пути развития

Спустя несколько дней после переворота, Египту пообещали предоставить помощь и кредиты в размере 8 млрд. дол. Саудовская Аравия и Арабские Эмираты. Эти страны связывают с поддержкой партии «Аль-Нур», конкурирующей с «Братьями-мусульманами», имеющей более радикальную политическую программу. Представители «Аль-Нур», например, не раз называли пирамиды и другие памятники истории Древнего Египта объектами идолопоклоничества ( была бы их воля, с ними случилось бы тоже, что и со статуями Будды в Афганистане), а творчество египетского писателя, Нобелевского лауреата, Нагиба Махфуза – пропагандой проституции и атеизма. Включение «Аль-Нур» в правительство, очевидно, стало условием для получения финансовой помощи.

Именно нефтяные монархии с их огромными финансовыми резервами обеспечивают прекрасное будущее политическому исламу в арабских странах, финансируя разнообразные исламистские партии и группы. Эти партии и группы, являются оплотом консервативных ценностей и противовесом любым социальным революциям, демократическим изменениям в обществе. Поражение Мурси, означает лишь временное отступление этих групп, связанное с обострением конфликтов в среде исламистов (и их спонсоров - Саудовской Аравии и Катара).

Важно отметить, что не могут абсолютные монархии, сохраняющие средневековые нормы общественной жизни и уничтожающие оппозицию, строить демократию в арабском мире за свои деньги. Конфликт между бедным, но стремящимся к модернизации арабским обществом, и политическим исламом, подкармливаемым нефтяными доходами тираний Аравийского полуострова, будет основной дилеммой развития арабских стран в следующие годы, тормозом их развития.

Фото: EPA/UPG

Демократизацию на Аравийском полуострове трудно представить в обозримой перспективе, что подтвердил разгром «Арабской весны» в островном Бахрейне, произведенный с помощью армии Саудовской Аравии в 2011 г. Пока для США в регионе существуют такие враги как Иран и Сирия, этого не произойдет. Переворот в Египте покончил на время с ростом влияния другой монархии Залива - Катара. После отстранения Мурси Катар также потерял контроль над руководством сирийских повстанцев, ожидается поражение его союзников среди исламистов Марокко и Туниса. Арабский мир остается, таким образом, ареной для борьбы между аравийскими монархиями, использующими разные формы политического ислама как инструмент влияния.

Политизированная религия в мировой истории часто выступала фактором репрессий и борьбы со стремлением общества к демократизации политической жизни. Речь идет не только о политическом исламе. Можно вспомнить о религиозном факторе в этнических чистках на Балканах в 1990-ых годах, когда представители церквей покрывали военных преступников из своих конфессий. На постсоветском пространстве православная церковь стала опорой «управляемой демократии» Путина в России. Если вы слышали мифы о мирном характере буддизма, обратите внимание на преследования буддистскими монахами мусульманского меньшинства в Шри-Ланке или христианского в Бирме. И повсюду разнообразные религиозные конфессии становятся коммерческими институтами, утратившими какую-либо связь с «духовным возрождением». Мусульманские страны - не исключение из правил, а самый яркий пример в этом случае.

Возможностью побороть политизацию религии в общемировом масштабе являются финансовый контроль и прозрачность религиозных организаций, налогообложение церкви, с целью финансирования здравоохранения и образования, а не строительства очередных молитвенных домов, синонимом которых стало слово «кормление». Партии, созданные по принципу принадлежности к той или иной конфессии, несут такую же деструктивную роль, как и созданные по этническому принципу в многонациональных обществах. Поэтому Конституция должна закреплять основы светского государства, выводить религию из сферы политики. Только так религия не будет способствовать увеличению конфронтации в обществе.

В Египте и Тунисе политические силы, противники политизации религии, должны решать проблемы бедности и безработицы, которые вынуждают миллионы искать последнюю опору в церкви, становиться частью политического ислама. Такие задачи встанут перед светской оппозицией, которая может воспользоваться конфликтами среди исламистов для выполнения этих задач. В противном случае она обеспечит светлое будущее политическому исламу.

Георгий Эрман Георгий Эрман , Журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram