ГоловнаБлогиБлог Евгения Маслова

Бесстрашная или безбашенная

Власть абсолютно не боится народа. Люди, которые с помощью демократических, полудемократических и недемократических процедур получают возможность управлять государством начисто лишены не только чувства ответственности, но и страха за последствия своих действий.

Фото: Макс Левин

Для облеченных властью всегда существуют меры поощрения и наказания. Должна же быть мотивация у государевых мужей…

У наших – поощрение в виде недорогой столовки ВР и пенсии в 15 тыс. грн имеются. Кроме того, есть возможность преумножить свое состояние, используя статус, знакомства и админресурс. Если наличествует бизнес-интерес – удовлетворить его депутаты могут каким-нибудь извращенным, но более-менее законным способом. Короче, вы сами видите – как только человек становится избранником – тут ему и начинают сыпаться всякие манны небесные в виде денег, недвижимости, привилегий и прочих полезных для сытой и безбедной жизни вещей.

В качестве мотивации во всю работает стремление к личному обогащению. Стяжательство, которое, как известно, без мздоимства и казнокрадства обойтись практически не может. То есть избрали, доверились – попал в олигархат – все, делай что хочешь, чихай на людей. Ничего тебе за это не будет. Потому что люди забывчивы и не последовательны, эмоциональны, и не прагматичны. Предательство, прощают, не моргнув. Воровство и вранье оправдывают целесообразностью. Не зря ведь бытует точка зрения: мол, ворует, конечно, но и для народа же что-то делает…

А вот с наказаниями проблемка.

Такой хороший мотиватор, как страх, у государевых мужей полностью отсутствует. А ведь страх – сильное и действенное сдерживающее средство для тех, кому внутренних этических и моральных принципов не достаточно, чтобы не делать людям гадости.

Так вот страха, боязни и трепета перед будущей расплатой за содеянное нет у наших избранников. Страх потерять репутацию, страх утратить доверие, страх нарушить заповеди... Все это абсолютно не работает. Бесстрашие чиновников и избранников не имеет границ. Они перестали бояться и Бога, и черта.

Зато у народа – страх в крови. Страх оказаться нищим на старости лет, страх потерять работу, страх нарваться на беспредел – все это стимулирует не высовываться, не замечать нарушений закона и здравого смысла. А приспосабливаться.

Вот и расклад. Власть бесстрашна и бесшабашна, народ пуглив и трусоват.

Плюс закон действует исключительно в интересах власти. Неотвратимость наказания касается только «маленького» человека. А «большим» людям неотвратимость – по колено.

Если у обычного человека уменьшается зарплата, падают доходы – он лихорадочно начинает искать другую работу. Не грабить, заметьте.

А люди при власти – понимая, что доработались до бюджетного кризиса, начинают вводить новые налоги, увеличивать тарифы и акцизы, поднимать цены. А что еще делать? Где деньги брать, если не у граждан-избирателей.

И страха перед народом никакого.

…Конечно, если бы проснулась генетическая память о Запорожской Сечи, когда даже за мелкую кражу существовало одно наказание – смерть. Для разнообразия использовались забивание у позорного столба камнями, сажание на деревянную кобылу, битье кнутом или киями. Ну, а забитому киями ни красть, ни жить уже не хотелось.

Евгений Маслов Евгений Маслов , Главный редактор медиа-проекта «Главное», преподаватель курса «Тележурналистка» в Харьковской государственной академии культуры
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram