Курс правительства на люмпенизацию общества

В последнее время правительство в качестве единой панацеи для увеличения занятости пропагандирует арифметическое уменьшение единого социального взноса (ЕСВ) до 15% для тех работодателей, которые будут платить «белую» зарплату в размере выше 2500 гривен в месяц. Безусловно, это пойдет на пользу бизнесу, особенно малому, на долю которого пока приходится 15% ВВП. Но решит ли это проблему занятости в средних и крупных компаниях и для государства, на которое работают несколько миллионов человек?

Фото: Макс Требухов

Попробую объяснить почему я пессимист, точнее хорошо информированный оптимист в вопросе стремительного увеличения занятости в Украине. Я сознательно не поднимаю вопросы общего экономического состояния государства, военные действия на Востоке, коррупцию и другие вызовы сегодняшнего дня. Это важные темы, от которых в значительно степени зависит экономическое благополучие Украины. Но сейчас не об этом. Я хочу обратить внимание на действующее законодательство, которое в течение 23 лет формировали популисты от власти и оппозиции. И на то, как они «защищали» работников от «своевластия работодателей», и к чему это привело.

Итак, что сегодня обязан платить социально ответственный работодатель при легальном принятии на работу работника:

- ЕСВ – от 36,76% до 49,7% фонда оплаты труда (ФОТ);

- несправедливый тариф на страхование от несчастных случаев, через дотированием всем бизнесом угольной отрасли;

- льготные пенсии по спискам №1 и №2 за счет работодателя (ежегодные расходы бизнеса – около 4,2-4,5 млрд. гривен);

- норматив обязательного трудоустройства инвалидов – 4% ФОТ или штраф в таком же размере;

- обязательтво сохранять рабочее место за отдельно социально незащищенными категориями работников – до 5% ФОТ;

- оплата работодателем первых пяти дней «больничных» – 1% ФОТ (суммарно – 4 млрд. гривен в год);

- на охрану труда – не менее 0,5% ФОТ;

- на культурно-массовую работу – не менее 0,3% ФОТ;

- дополнительные гарантии (доплаты, надбавки, компенсации, отпуска и проч.);

- дополнительные социальные расходы по коллективным договорам – 10-20% ФОТ.

Также «не забыли» законотворцы и о легальных сотрудниках, которые сейчас вынуждены платить из своей зарплаты:

- ЕСВ – 3,6% зарплаты;

- налог с доходов физлиц – 15-17%;

- «военный налог» - 1,5%.

Таким образом, общая нагрузка на легальный труд и «чистую» зарплату составляет свыше 90% фонда оплаты труда и выше. То есть на каждую гривну заработной платы работодатель и наемный работник платят 90 копеек сборов, налогов и штрафов.

Такая ситуация привела к тому, что в течение нескольких последних лет в структуре доходов населения только 40% (!) составляет зарплата. Вдумайтесь, и дайте ответ – стоит ли работать? Или, может, лучше ждать от государства разного рода социальной помощи или подачек?

Иногда звучит мнение, что одной из причин бедности среди работающих являются работодатели, которые выплачивают маленькие зарплаты. Возможно, в этой ситуации бизнес является заложником действующего законодательства и сознательной государственной политики, направленной на формирование мнения, что «бизнес всегда виноват»!?

Меня всегда поражал цинизм чиновников, которые увеличивают размер налогов для бизнеса и через госбюджет раздают подачки населению, вместо того, чтобы дать возможность легальному бизнесу зарабатывать больше и создавать рабочие места с достойной заработной платой. Такая «заботу» правительства о бедном населении делает украинцев еще беднее. Особенно цинично это выглядит в период выборов.

К сожалению, вынужден сделать вывод, что нежелание правительства начать реальные реформы трудового законодательства – это прямой курс к полной люмпенизации общества и разрушению украинской промышленности. Не хочется думать, что это и есть настоящая цель «лучшего правительства за все время Независимости».

Алексей Мирошниченко Алексей Мирошниченко , Заместитель главы Федерации работодателей Украины
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram